Пролог
Их оставалось всего 12 экипажей из некогда мощной армии УАЗоводов.
В неравных боях с бесчисленными полчищами императора Джапана и потомками ордена тамплиеров пали великие воины Клиренса и Лебедки. Часть из них попала в цепкие лапы четырехпалого Дивана, злой колдуньи Клавы и обольстителя Монитора. И вот только три десятка выживших встали плечом к плечу на перевале Чике-Таман под предводительством Бронзового Шкворня и Серого Сёгана.
Вожаки придирчиво оглядели свое поредевшее воинство, Шкворень пробормотал свою "Алла берсе" и направил боевого коня в узкую лощину. За ним последовали остальные...
Впереди их ждали синие-синие горы в белоснежных шапках, чистые как девичьи слезы реки и озера, бескрайние равнины, тропинки, пробитые в могучих скалах и многое другое, от предстоящей встречи с которым, сладко щемило сердце, руки прочней сжимали уздечку, а ноги плотнее погружались в стремена...
Предыстория
"Все интересное начинается там,
где заканчивается асфальт."
История путешествия, которую хочу вам рассказать, началась достаточно давно - в 2011 году. Дернул нас: меня и штурмана, чёрт скататься за камень в стольный град на День Рождения замечательного форума УАЗБУКа. Там мы обросли разного рода друзьями с сомнительной репутацией. Один из них под ником «Сёган», при встрече со мной произнес пророческую фразу: «Это тот самый Хасан?». «Что в ней пророческого?» - спросите вы. А пророческой в ней была интонация, и фраза слышалась примерно так: «Это тот самый авантюрист с Алтая?». Тогда он еще не знал в какие дебри мы его заведем. В 2016 году мы вновь очутились в подмосковном лесу, где будучи слегка придавленными зеленым змием, я произнес ключевую фразу:
- «Друзья мои, мы с Булычем уже дважды побывали у вас в гостях, теперь очередь за вами.»
Все знают, что времена сейчас трудные: позовешь с пьяных глаз друзей в гости - они и припрутся. Хорошо хоть телеграмму шлют предварительно.
Часть первая. Встреча.
Караван наших гостей растянулся. Кто-то стартовал 29 июля, кто-то из Ярославля, кто-то из Екатеринбурга. С первых чисел августа на мой телефон периодически раздавались звонки с переговорами примерно такого содержания:
- Здравствуйте, это Хасан?
- Да, он самый.
- Это Пётр звонит, который медведь, тот самый из Ярославля.»
(При этих словах вспоминаю того самого медведя из Ярославля):
- Наши уже в Ишиме, буду их догонять.
- Ладно, догоняй – благословляю я. А сам думаю, что за Пётр, кого он собрался догонять?
Первым во дворе, по адресу Дальняя, 66, появился экипаж Марадонны. Люди моего поколения много слышали о взрыве нейтронной бомбы, дескать она оставляет все целым, а поражает лишь человека. Так вот, этот экипаж ворвался в нашу жизнь словно взрыв нейтронной бомбы, и сразил нас наповал позитивной энергией, которую излучал каждый член экипажа. Глаза у всех горели жаждой приключений, и даже маленький Матвей, не успел приехать, гляжу, уже в перчатках тягает металлическую стружку, которой навалом у нас во дворе. Приезд основной группы ожидался лишь через сутки, и было ясно - если эту неудержимую энергию не направить в мирное русло, за сутки они растащат наше производство буквально по винтику. Поэтому, недолго думая, напоили гостей чаем, разложили на столе карту Горного Алтая и нарисовали небольшой кольцевой маршрут с бездорожьем, бродами, горами и равнинами. Пройдут – хорошо, а не пройдут - так это вовсе и не наши люди. С утра 5 августа стали подтягиваться и другие экипажи. Некоторых знал лично - по поездкам в Москву и было особенно приятно увидеться вновь. Таким был экипаж буханки: Саша, Валя и две овчарки. Валя по-прежнему очаровательно улыбчива и позитивна, Александр – серьезен и харизматичен. Редкая по красоте пара. А какие песни у костра под гитару они нам пели…
Остальные экипажи мне были незнакомы, но оглядывая их, сразу же оценивал – молодые, сильные, красивые, приятные. Путешествие еще не началось, а уже мне нравилось.
Парни здоровые - есть кому машины потолкать, девушки красивые, как говаривал старшина Васков - есть на что приятно посмотреть.
Обычно, гостей я приглашаю к себе домой, зря что ли дом о двух этажах и трех туалетах строил. Но в этот раз гостей ожидалось много, и было решено разместить всех прибывающих в бывшем пионерском лагере «Республика Гайдара», которая находится практически в черте города. Только развел костер под казаном, как раздался звонок - звонит Коля, который ЗверЬ, – «мы миновали Троицкое». А это значит, до Бийска осталось всего 50 километров, надо ехать встречать лично – это ведь та самая головная группа автопробега, а не какая-то там самозванка антилопа-гну. Три экипажа – Сергей с Игорем на Хантере, Слава и Коля с семьями на УАЗ Пикап и, к моему великому сожалению, изделии забугорного автопрома – Ниссан Патруле. Этот «НисРан», как я его сразу же окрестил, видимо, почуял во мне классового врага и чуть не навредил, но об этом позже, а сейчас скажу, что большую часть встречаемых знал раньше, и, разумеется, встреча была теплой и радостной, какой бывает только встреча старых заклятых друзей.
Таким образом, 5 августа в 9 часов вечера вся команда оказалась в сборе. Вот ее состав:
Тянуть резину не стали, обменялись подарками – мы им плов с арбузом, они нам грамоты с кружками.
Эти москвичи-негодяи умеют угодить. Вкратце рассказал порядок следования, еще раз ознакомил с маршрутом. Назначили время старта на 9 часов утра, поздновато, конечно, но дали гостям слегка отоспаться, да и признаемся, сами еще не были готовы к старту.
Вот фотография, сделанная в 8 часов утра накануне старта, через час отправляться, а шмурдяк еще валяется на земле.
Мне нередко приходиться встречать и сопровождать по Алтаю наших друзей-путешественников со всех уголков страны, поэтому прекрасно понимал все мы разные, с разным ритмом жизни. Если мы не сможем подчиниться какому-то общему ритму, то вместо положительных эмоций получим сплошную нервотрепку. Позволю здесь поделиться опытом того, как не допускать лишней нервотрепки и пройти всю намеченную программу. План экспедиции мы основали на трех постулатах:
1. Навигаторы есть в каждом экипаже.
2. Навигатор всегда приводит в намеченную точку.
3. Каждый экипаж есть самодостаточная единица и все решения принимает сам. Никто никого не ждет, встречаемся в контрольных точках.
Опираясь на эти постулаты, составили план маршрута с указанием координат контрольных точек и времени старта.
Такая схема считаю, что полностью себя оправдала. Мы периодически кого-то теряли, но зато мы никого не ждали, ни на заправках, ни в магазинах, ни во время утреннего старта и ни где бы еще то ни было. Разумеется, в труднодоступных местах мы были единым целым и о том, что кого-то оставить в беде одного и речи быть не могло.
Часть вторая. День первый, 6 августа.
За первый день планировали пройти от Бийска 367 километров до слияния рек Катуни и Чуи. Что могу сказать по поводу этого дня? Смотрите фотографии, завидуйте. К сожалению, фотографии и даже видео не дают полной картины окружавшего нас великолепия, но все же...
Было заметно, что у всех в группе глаза горят от восторга и со всех сторон слышаться вопросы: «Хасан, а что будет дальше? А что будет завтра?»
- Друзья мои, - отвечал я им с ухмылкой, - что будет завтра и сам не знаю, потому как сам не бывал там.
Оно и правильно, зачем ехать туда, где уже бывал, когда вокруг еще столько нехожено-неезжено. Здесь же, на стрелке Чуи и Катуни, желая поставить своего Патриота в более удобное для лагеря положение испытал первый шок техногенного характера, в режиме 4х2 машина зарылась в песок и только после длительных манипуляций с хабами и шайбой переключения режимов РК удалось стронуть машину с места. Засыпал в своей одноместной палатке с чувством тревоги, поскольку впереди были места, куда нормальные люди ездят только на грузовиках повышенной проходимости или, на худой конец, на подготовленных внедорожниках. Но где же их взять то, нормальных, взамен безбашенных УАЗоводов? А к тому же, как говаривала моя давняя знакомая, с худым концом здесь делать нечего.
Часть третья. День второй, 7 августа.
Утром второго дня с довольной улыбкой садиста наблюдал за судорожными сборами всех экипажей. Москвичи, мать вашу, с ехидцей думалось мне, привыкли к комфорту и здесь не хотят с ним расставаться. Ничего, Алтай обтешет, по незнанию надеялся я. Зря надеялся. До самого завершения экспедиции чипсы, мороженое и бутылка свежего пива наш лагерь не покидали.
Сколько времени у нас уходит на постановку лагеря меня как-то мало волновало, вся ночь впереди, а вот утренние сборы слегка напрягали. Поднимались мы обычно в 7 утра, а старт назначали на 9 часов. Казалось бы, двух часов должно с лихвой хватать на гигиену, завтрак и сбор пожитков. Не хватало. Не было ни одного дня, когда бы после старта в лагере не оставались экипажи, продолжавшие смаковать утренний кофе. Справедливости ради, отмечу, проходило совсем немного времени и отставшие экипажи начинали мелькать в зеркалах заднего вида, благо, дорога извилистая, скорость неспешная, а кофий не бесконечен.
А между тем, тонкая нить дороги, вгрызаясь в гранитные массивы, все дальше и дальше уводила нас от цивилизации…
… и вот уже снежные шапки остроконечных гор предлагают померяться с ними силою.
Что ж, мы не из робких, мы могём. Вот и Кош-Агач,
…самый приграничный район Горного Алтая, поэтому скажу о нем несколько слов.
Район приравнен к районам Крайнего Севера, что и не удивительно: вечная мерзлота, высокогорье, резко континентальный климат, резче некуда, морозы за минус пятьдесят делают жизнь в этих краях, мягко говоря, экстремальной. Население живет, в основном, за счет скота и контрабанды с соседней Монголией. Если вы, вдруг решите стать жителем этого удаленного района, то Сбербанк России выдаст вам кредит без особых претензий на возврат. Видимо, так выражается поддержка государством местного населения. Чтобы держать границу на замке нужны или мощные погранотряды, что очень дорого, или же вести вдоль границы хозяйственную деятельность, что и делают в этих местах местные, преимущественно казахи. Государство щедро раздает им субсидии в виде кредитов, чтобы те не разбежались, а аборигены в ответ пасут вдоль границы скот, образуя естественную охранную зону. Попробуйте загоните свой скот на пастбище уже занятое другим кочевником. Так что, кто желает дармовых кредитов – welcome to Кош-Агач. К точке привала на обед прибыли не все - выбыли Тойота и Форд Гибрид. Погоревали над потерями, озвучили план дальнейшего перехода и тронулись в путь.
Конечной точкой нашего маршрута на сегодняшний день значилось озеро Укок на одноименном плато. Забегая вперед, скажу - до точки мы не дошли ни сегодня, а большая часть нашей группы не дошла и вовсе. Тому было несколько веских причин, но давайте обо всем по порядку.
Кош-Агач был последним пунктом, где мы могли пополнить запасы бензина и продовольствия. Дальше лежала земля «terra incognito» в прямом смысле этого слова. Никто из членов экспедиции там не бывал. Заправили под горловину все баки, посетили местный базар и магазины. Здесь же в Кош-Агаче у одного из наших друзей оставили Реношку наших шрайбикусов, тащить ее на Укок было бы полным безумием. Помолясь, тронулись в путь. Вот уже несколько лет, как для посещения плато Укок не требуется пропусков, а нужно лишь отмечаться на погранзаставах и не забредать в пятикилометровую зону.
Вкупе с отменой виз в Монголию очень хорошее начинание. Многие годы мы обходили Укок стороной именно из-за необходимости бумажной волокиты. Зато теперь поездка была первобытными впечатлениями. Из роликов на YouTube, отчетов побывавших, мы знали – дорога на плато ведет через Джумалинские ключи и перевал Теплый Ключ (на снимке этот маршрут обозначен голубой ленточкой).
Мало кто знает, что есть еще одна дорога – старая, которая выходит к заброшенному вольфрамомолибденовому Колгутинскому руднику (на снимке она обозначена серой лентой). В этой поездке мы прошли обоими маршрутами. Есть еще один способ попасть на плато Укок - проехав деревню Джазатор и форсировав вброд одноименную реку. Но этот маршрут преимущественно для подготовленных автомобилей.
Вид на рудник с Колгутинского перевала.
Ниже фотографии, сделанные из разных машин при следовании на перевал и по нему.
«И это они называют дорогой?»
http://photoshare.ru...5/8bunpt-mo.jpg
http://photoshare.ru.../8brdk1-9i4.jpg
Вот на эту дорогу и повел я за собой оставшиеся 8 машин с отважными экипажами. Те, кто прошел этот путь с нами, знают не отважным на этой дороге делать нечего. Первые же несколько сотен метров пути мой Патриот жалобно начал откликаться на жесткие удары валунами по элементам подвески. Вдобавок к этому, желанная в этот момент надпись «4L» на щитке приборов упорно не желала загораться, а предательски застыла в положении «4H». Панически работая педалью сцепления, я вел машину в направлении горы. Было ясно, на нее придется взбираться. Понятно, что оптимальную скорость движения поддерживать не удавалось и после каждого очередного скачка на валун машина жалобно стучала всеми своими мостами. Супруга-штурман взирала на это безобразие с вытаращенными от страха глазами, и только дети на заднем сидении весело хохотали всякий раз, когда машина вдруг вставала на дыбы. Вот он, долгожданный экстрим. Пока ехали по асфальту, они мне весь мозг вынесли вопросами: «Когда же будет обещанное полное бездорожье?»
Между тем, и без того плохая дорога (язык не поворачивается назвать это дорогой, просто след от того, что здесь что-то ехало), становилась еще хуже, а ко мне приходило осознание того, что дальше лучше не будет. Навигатор показывал отметку 2 600 метров над уровнем мирового океана. А предстояло подняться на 3 200 метров за каких-то несколько километров пути. Это означало, что придется лезть почти вертикально вверх. Без понижайки, да еще по таким валунам – задача вряд ли выполнимая. Начал присматривать место, где бы наш караван смог развернуться. Глазеть по сторонам на такой дороге никак нельзя, и дорога мне об этом напомнила почти сразу громким ударом по заднему мосту. Машина резко затормозилась. Всё, приехали, позор, не успели выехать на бездорожье и бесславный конец экспедиции – успело пронестись в голове. Машина, между тем, продолжала движение сама по себе (ногу то с педали газа я убрал) и бодренько взбиралась на очередной валун. Неужто прямиком в Шамбалу попали – чудеса! Тут глаз коснулся щитка приборов и увидел желанный зеленый глазок «4L». Надо же, от удара понижайка включилась сама. Не силен в молодежном сленге и значение слова «лафа» никогда полностью не понимал, но вот тут понял наконец – то состояние, в которое погрузился после появления понижайки, можно описать только предложением «Наступила полная, окончательная, бесповоротная, восхитительная ЛАФА.» Вторая пониженная, и машина, кажется, сама ползет круто вверх по этому подобию дороги. Старательно, сама же, объезжая встречные валуны. Сразу же появилось время и по сторонам поглазеть, благо, глазеть было на что, и фотки поделать, а самое главное, высохли, предательски вспотевшие от волнения и страха, ладошки.
Крутой спуск привел нас к речке Колгута.
http://photoshare.ru.../8buxod-qe2.jpg
Справа, по ходу движения, виднелись заброшенные штольни рудника. Руду с этого месторождения, чрезвычайно богатого, к слову сказать, доставляли на большую землю верблюдами. Стране нужна была броня, а без нужных присадок ее не сварить. Изначально добывали руду заключенные. Глядя на эти дикие, непроходимые места, начинаешь понимать – в жизни нашей страны были разные страницы и, не приведи Аллах, чтобы самые страшные из них повторились вновь.
Прошли вброд Колгуту, дождались всех, потерь нет. Казалось - вот он Укок и дорога станет лучше. Не тут-то было, она снова пошла вверх, валуны стали круглее, но крупнее. После выключения зажигания вновь на табло загорелись ненавистные «4Н» и вновь пришлось ехать с широко вытаращенными глазами уже до самого пограничного поста. Пока то, да сё, пока проверка документов, стало темнеть. До желанной точки было еще далеко, а ехать при свете фар в наши планы не входило. Мы ведь ехать поглазеть, а чего наглазеешь в кромешной темноте, разве что броды с валунами, да бодрствующих тарбаганов.
Опустившись чуть ниже вдоль Колгуты, мы вброд перешли на правый ее берег и, присмотрев подходящую поляну, стали устраиваться на ночлег. Пейзажи вокруг были неописуемые. Слегка подтрунил над Колей, который москаль. Еще с утра он рыскал по базару в Кош-Агаче в поисках шортиков, в обед щеголял в них на развилке дороги Беляши-Колгуты, а теперь ходил в своих проверенных ватниках. И в самом деле, было ветрено и прохладненько.
http://photoshare.ru.../8bysb5-y7y.jpg
Поставили большую палатку, развели костер…
http://photoshare.ru.../8byl5m-4o9.jpg
Песни под гитару, млечный путь, огромная, как стол на 12 персон, луна.
http://photoshare.ru.../8byl5n-qu2.jpg
…Ночью пошел дождь, утром на зеленой травке находили следы снега. А все вершины внезапно поседели…
http://photoshare.ru.../8byl5p-2e2.jpg
Красота неземная… Ответственными за погоду мы назначили детей, они становились в круг и напевая «Ахауха» пускались в шаманский пляс.
http://photoshare.ru.../8byl5o-ykg.jpg
То ли угадывали они приближение хорошей погоды, то ли ответственные за нее в этих местах не смели отказать детям, но, как правило, после этих плясок тучи расходились и сквозь них пробивалось солнышко.
В лагере, несмотря на собачий холод, все возбуждены ожиданием новых приключений.