17 августа 2019 года.
С утра поехали к памятнику. Здесь столкнулись с неприкрытой дискриминацией по национальному признаку. Цена за вход: монголам – 10 000 тугриков, всем инородцам – 30 000. Возмущенные такой вопиющей несправедливостью, решили на экскурсию отправить дрон и всех несовершеннолетних, тем паче, что многие из нас этот памятник уже видели. Коптер облетел памятник со всех сторон, а дети прокатились на лифте внутри статуи и вышли на смотровую площадку на гриве коня. На этом знакомство с музеем Чингиз-хана ограничилось.
Дальше поехали к каким-то развалинам какого-то города в 40 километрах восточнее.
Развалины меня особо не заинтересовали, тем паче, что выглядят они как новодел, но зато пообщался с северокорейскими товарищами, которых попросил передать личную благодарность Ким Чен Ыну за его стойкую позицию в борьбе с мировым империализмом. Это обстоятельство так их растрогало, что они презентовали мне пару бутылок пива и дружеские объятия. Пиво мы приговорили на ближайшей ночевке, а пока что, после сытного обеда, устроили очередной референдум. На повестке дня один вопрос: мы возвращаемся по убитой дороге в Улан-Батор или же на прямую через горы обходим этот кошмар урбанизации.
При этом имелось ввиду, что на обходном маршруте нас могут поджидать самые невероятные препятствия в виде непроходимых лесов, полей и рек… Это обстоятельство народ не смутило и практически все проголосовали за новые приключения на свои попы. Но первый этап прошел на ура. Несмотря на то, что курс был проложен как на самолете по прямой, путь до первого населенного пункта – Багахангай мы преодолели на ура.
Воодушевленные первой победой, прочертили прямой курс до населенного пункта Алтанбулаг. Здесь пополнили запасы топлива, провизии и направились к федеральной трассе А-0301. Реку Туул гол и благополучно пересекли по мосту. Душа ликовала. Еще примерно 30 километров, и мы будем на трассе. Улан-Батор побоку! Но что это впереди? Опять какая-то река. Оказывается, мост то привел нас не на другой берег, а всего лишь на остров, с которого моста нет. Обратились за помощью к местному населению, которое с радостью взялось показать нам брод. Глубина этого брода оказалась совсем небольшой, как говаривал старшина Васков: «Вам по пояс будет». С тем лишь отличием, что здесь имелся ввиду пояс всадника на лошади, а не милой девушки. Посудили мы, порядили… Посмотрели сколько верст до границы с Родиной и решили не рисковать. Наши машины для форсирования таких бродов явно не подготовлены, и ловля гидроудара в планы не входило. Покряхтели, погоревали и отправились в сторону Зуунмода, где по словам барышни из навигатора был еще один мост. Совершив весьма приличный обходной манёвр, все наши экипажи в разных местах, но всё же выехали на прекрасную асфальтированную трассу в направлении города Арвайхээр. Примерно в 140 километрах от Улан-Батора, недалеко от трассы, мы увидели табун лошадей и толпу народа. Наверняка какой-то монгольский праздник. Подъехали, действительно, монголы развлекаются.
Суть развлечения проста: от табуна лошадей отбивается косяк лошадей численностью около 20-30 голов и гонится в направлении главной трибуны. Свистом и улюлюканием эта масса разгоняется до скорости близкой к скорости света, а всадники, вооруженные специальными шестами с петлей на конце, внедряются в этот косяк и выхватывают оттуда лошадей. Посмотрев на это зрелище, я поверил в то, что этот народ когда-то завоевал полмира. Смерти они явно не боятся, а то, как они держатся в седле, не может не вызывать восхищения.
18, 19, 20 августа 2019 года наша экспедиция без особых приключений двигалась по автодороге А-0303 – А-0304 через города Баянхонгор и Алтай до города Ховд. Здесь стараниями китайских строителей построена прекрасная автотрасса.
Установив круиз-контроль на 100 км/час (да простят меня монгольские блюстители дорожного порядка) я тихо предавался дреме. Такую прямолинейную и качественную дорогу редко встретишь. Добравшись до Ховда, мы начали чесать затылки. Скучно. Не за этим многие экипажи пилили от самой Москвы, чтобы просвистеть всю Монголию повдоль за пару-тройку дней по автобану. Душа, которая ниже пояса жаждала приключений. Очередное народное вече подтвердило - большинство разделяет эти опасения и согласно отправится на поиски трудностей. Даже самый беглый взгляд на карту говорил, что за ними далеко ходить не надо, стоит лишь изменить азимут на 90 градусов и вместо очередного города Ульгий, отправиться к самому северному городу Монголии – Улангому. Здесь вам и перевалы за 2 000 метров и реки вот такой ширины, вот такой глубины и другие всяческие приятные джиперскому сердцу заколупки. Благополучно достигнув города Улангом, пополнив провиант и отоварив оставшуюся тугриковую наличность, пошли в последний бой.
21 августа 2019 года.
Впереди нас ждали сложенный из останцев «город Обезьян», каменистая пустыня и несколько речушек, берущих начало с окружающих долину, снежников.
На берегу вот этого изумительного озера...
...пообщались с местным населением.
Это не ремонт, это пресс.
Наша алтайские экипажи, увлеченные съемками, заметно поотстали от основной группы. Навигатор временами терял едва-заметную многополосную федеральную трассу.
Небольшая коррекция маршрута и курсор вновь послушно утыкается в намеченный маршрут. Заботливый женский голос заранее сообщал о возможных поворотах, ограничениях скорости, пешеходных переходах и препятствиях. В этой забытой Богом местности звучало это забавно
- «Через 150 метров паромная переправа».
Успел изумиться - «Что за географические новости», но наперерез нашей машине уже бежал Марадона в одних плавках и подавал сигналы: «Сюда не ходи», а куда ходить, по-видимому, он сам ещё не знал.
Почти вся наша экспедиция была в сборе, не хватало Медведя с Северянами. Немного погодя и они подтянулись. По их словам, в четырех километрах выше, терпит бедствие немецкий экипаж на ТЛК78. Муж с женой сидят на крыше, а машина затоплена выше сидений. Но и без этого, драматического сообщения было ясно - река серьезная. Отдельные экипажи растерянно бродили по реке пешком, безрезультатно пытаясь отыскать брод. Попытка экипажа Марадоны «переплыть» реку успехом не увенчалась. Машина закопалась аккурат посреди реки. Собрав в одну связку все имеющиеся троса и лебедки, удалось вызволить его из плена.
Было решено отправить 2 экипажа в направлении ближайшей деревни на разведку. В скором времени от них по рации пришло сообщение: «Встретили полицейских, об экипаже немцев сообщили в МЧС. В сопровождении полицейских движемся к броду». Не прошло и пяти минут, как появился мотоциклист, а за ним два наших экипажа.
Оказывается, то место, где мы терпим бедствие и есть брод. Пара аборигенов, руководимые блюстителем порядка, взялись перетянуть нас с помощью трактора Т-40.
Пока один из них ушел за трактором, оставшийся предложил нам переехать на остров, с которого, по его словам, и будет производиться переправа. Мы уже простояли без движения несколько часов, потому его призывам охотно повиновались, хоть какое-то движение. Все машины, не без труда, перебрались на островок посреди реки . Тем временем, на противоположный берег подошел трактор, и мы начали перекидывать через основное русло веревку с тем, чтобы к ней прицепить трос. Несколько попыток оказались неудачными, ширина русла все же немалая. Тут, откуда ни возьмись, нарисовался долговязый немец, и со словами «кар капут» утащил наш трактор в сторону своей, терпящей бедствие, машины. Мы ж остались, разинув рты. В принципе, можно было впасть в уныние, но нашлись среди нас железные люди. Встав в цепочку, прощупывая дно ногами они повели вперед три самых решительных экипажа – Марадону, Игоря и Славу. Когда-то только эти три экипажа смогли дойти до озера Укок. И вновь победа. Осторожненько, с островка на островок, строго следуя указаниям впередиидущих, машины перебрались на противоположный берег. А остальное уже дело техники.
Где по проложенным следам, где, повинуясь указаниям «железных людей», остальные экипажи форсировали реку. Когда говорю про «железных людей» нисколько не преувеличиваю. Не каждый простоит в ледяной воде несколько часов с босыми ногами. Рад, что такие люди в нашей экспедиции нашлись и горжусь дружбой с ними. Пока суть да дело, солнце спряталось за высокими горами, и мы н отъехав недалеко от разлившейся реки и голодных комаров, встали на нашу последнюю монгольскую ночевку. Стоит ли говорить каким было бурным обсуждение перипетий прошедшего дня.
22 августа 2019 года.
Наша экспедиция отличалась удивительной демократичностью, ведь каждый экипаж представлял из себя автономную единицу, управляемую самодостаточными людьми.
Пытаться загнать их всех в одно стойло - напрасная трата времени и нервов. Поэтому общими были только точки приема пищи, и ночлега. Маршрут каждый экипаж прокладывал, следуя своим предпочтениям. Меня всегда удивляло как в назначенное время все собирались в назначенной точке в одно и то же время. Как это происходило, удивляет до сих пор, ведь некоторые экипажи я видел только утром на старте, а потом вечером на ночевке. Последний наш день в Монголии не стал исключением, точкой встречи был назначен погранпереход не далеко от селения Цаган-Нуур. Таможенная процедура не оказалась слишком утомительной и обедали мы уже в кафешках с меню на русском языке в селе Кош-Агач. Еще небольшой двухсоткилометровый бросок до порога Бегемот на реке Чуя и готовимся к очередному походному ночлегу.
Здесь случилось несколько неприятностей. Отказался повиноваться квадрокоптер и только чудом удалось установить его на паузу и возобновив утраченную над ним власть посадить прямо на мост. Следом за этим, взбираясь на полку над рекой, порвали полуосевую шестерню на одной из машин. С некоторым трудом вытянули ее другой и стали устанавливать лагерь. Стоило ли оно того, спросите вы. Однозначно, стоило. Какой восхитительный аромат свежескошенной травы ожидал нас на этой поляне. На мой взгляд, одна из самых очаровательных наших стоянок. Величественные пихты, подпирающие небо, далеко внизу ворчит своенравная Чуя, а еще дальше за ней изредка мелькают, фары следующих по Чуйскому тракту автомобилей. Временами накрапывающий, дождик не смог испортить картину. Ночью проснулся от шума дождя, сквозь сон подумалось: спуск к реке будет увлекательным.
23 августа 2019 года.
Предчувствия не обманули. С верхнего этажа машина с прицепом скатилась словно боб по ледяной трассе. Благо дорога после спуска оставалось пространство для манёвра. Поэтому и рискнули, иначе спускаться бы нам на лебедке. С оставшихся двух этажей спуск был проще, дорога была каменистая. Благополучно выбрались на Чуйский тракт и на этом приключения для нас, алтайской группы завершились. Остальным экипажам еще предстояла многодневная дорога домой. Еще на таможне был составлен перечень необходимых работ по обслуживанию автомобилей и к вечеру потихоньку-помаленьку все они прибыли на нашу СТО. Читаю WhatsApp. Кто-то предлагает собраться вечером и потусить в каком-нибудь кафе. Вот неугомонный то народ. У меня одна мысль – сходить в баню и рухнуть в койку. Но после баньки открылось второе дыхание. Прихватив с собой супругу и внучку, отправился на банкет. Удивительно, за прошедшие десять дней друг другу не смогли надоесть. Банкет удался на славу. Здесь же были намечены новые маршруты и что-то мне подсказывает что эти злодеи затянут меня в новую авантюру.
24 августа 2019 года.
В составе нашей экспедиции было трое последователей Брюса Уиллиса и по удивительному стечению обстоятельств именно на их машинах были порваны задние мосты. Видимо, с остатками растительности , испаряется и ген, отвечающий за осторожность. А может я что-то путаю и это просто невероятное совпадение. Как бы то ни было, в течение дня машины были приведены в относительный порядок, экипажи накормлены вооооооот такими чебуреками и отправлены восвояси. В момент, когда мы пишем эти строки, судя по сообщениям в группе, болтаются между Омском и Тюменью. Дай Бог через пару дней и до Москвы доберутся. А мы пока осветим некоторые технические подробности. Карта нашего маршрута...
...была интерактивной.
[YOUTUBE]https://youtu.be/xCFdcuJNyAA[/YOUTUBE]
В точке встречи на озере Байкал собрались 10 экипажей:
1. Игорь (Путешественник), Сергей (Сёган), Подольск (МО) – УАЗ Карго, 2 человека.
2. Сергей, Черноголовка (МО) – УАЗ Патриот, 5 человек.
3. Петр (Медведь), Ярославль – УАЗ Пикап, 3 человека.
4. Дмитрий (Марадона), Екатеринбург – УАЗ Патриот, 3 человека.
5. Игорь (Ямал), Губкинский (ЯНАО) – УАЗ Патриот, 4 человека.
6. Владимир (Вольди), Москва – Ниссан, 2 человека.
7. Слава, Москва – УАЗ Патриот, 3 человека.
8. Хасан, Бийск – УАЗ Патриот, 4 человека.
9. Хамит, Бийск – УАЗ Патриот, 3 человека.
10. Олег, Бийск – УАЗ Патриот Спорт, 2 человека.
К сожалению, экипаж из Черноголовки еще на Байкале решил сойти с маршрута. Пять человек в одной машине показалось для них чрезмерным и пройденный нами маршрут подтверждает правильность их решения. Впятером - это было бы не путешествие, а мучение. Оптимальный состав - 2-3 человека в одном экипаже.
Пройденный маршрут 7 600км. Из них 3 600 км по Монголии.
Общие затраты на 3 Бийских экипажа – 171 971 рубль или примерно 19 000 рублей на человека.
Из них 104 092 рубля затраты на ГСМ, остальное питание, экскурсии, музеи, национальные парки, платные дороги и т.д.
Все три машины прошли маршрут без поломок.
Проводились испытания карданных валов и шкворней образца 2019 года (ШКОТ).
По валам замечаний нет. Шкворни требуют более тщательного изучения так как есть вопросы по управляющему усилию и курсовой устойчивости.
Заключительный фильм о нашем путешествии будет показан на ДРУ-20.