Перейти к содержимому


Ответ в 4 000 километров по реке Обь на мотоблоке или путешествие из Бийска в Салехард.


Настройки сообщения

  или Отменить


Обзор темы

дядя Косяк

Отправлено 25 October 2018 - 01:51 PM

Вместо эпилога.



На дворе уже прошла золотая осень и по утрам земля покрывается изморозью, а из темных свинцовых туч, вместо дождя, сыплет первый снежок. А наша память все также цепко держит нас воспоминаниями о прошедшем походе. Наверное, на волне этих воспоминаний у нас зародилась новая мечта: покорить Енисей. И мы даже начали к этому потихоньку готовиться. Разумеется, мы бесконечно благодарны всем тем людям, которые сделали наш поход к Северному Полярному Кругу поистине незабываемым. Даже не знаем, как их всех отблагодарить. Разве что еще раз перечислить всех, кто, бросив все свои дела, оказывал нам бескорыстную помощь и поддержку. Это Ольга и Владимир Бурмистровы из Новосибирска, Дима и Володя из Колпашево, Валера и Александр из Сургута, Андрей из Ханты-Мансийска, Елена и Эрнст из Овгорта, Сергей из Томска, девушкам из Перегребного. Всем этим товарищам мы собрали и отправили небольшие посылочки с дарами Алтая, чтобы хоть как-то выразить свою признательность.
8xrh9x-g30.jpg

Не могу не сказать еще раз огромное спасибо всем обским рыбакам, с которыми довелось пообщаться во время похода и которые буквально заваливали нас вкуснейшей обской рыбой. Теперь любую другую рыбу я воспринимаю очень критично. Намедни даже побывал на Байкале, где присутствовал за столом буквально заваленном рыбными деликатесами.
8xrjxp-6cd.jpg

8xrjxb-23n.jpg

Когда гости поинтересовались, какая все-таки рыба вкуснее, вынужден был сказать, что байкальская рыба, конечно же, вкусна, но обской сырок, все одно, поинтереснее будет.
8uu9dz-mk1.jpg

И вообще, скажу еще раз, как же нам повезло с нашей страной, нет ей ни конца, ни края и вся она наполнена удивительной красотой как природы,
8xrkd1-ra3.jpg

...так и людей.
8xrkci-rvr.jpg

дядя Косяк

Отправлено 21 September 2018 - 05:16 PM

Фильм, фильм, фильм(с)

Как медленно летит время в детстве. Как сейчас помню, весеннее солнышко уже заглянуло в окна класса, на футбольной площадке у школы проклюнулась травка, а каникул всё нет и нет... Более томительно длинных дней даже перед дембелем не случалось. И как же быстро оно летит сейчас. Вот только вышли из вагона, обнимались с родными и друзьями, а пролетело больше месяца. Если бы не долгое написание отчёта уже и забыл-бы про наше путешествие. Весь фото и видео материал мы вывалили в комп нашему оператору Олегу Редекоппу и сказали - хотим фильм. Дня три его не было на работе. Цифру пересмотреть это вам не плёнку пожевать, тут экономии нет. Потом явился с вытаращенными глазами - ребята, какой нафик фильм, показывать то нечего!? Ну это мы и без него прекрасно знали, но фильм то нужен. Говорю, ничего , Олег, давай, что то доснимем в студии, где-то подставим фото, пригласим журналиста, пусть накатает какой-никакой сценарий, я даже готов прочесть текст, хотя половину букв не выговариваю... Раз мы идём на такие жертвы и он долго ломаться не стал, взялся за дело. А таких людей, как наш Олег, главное уболтать, а там он уже чего-нибудь соорудит. И вот, не прошло и двух недель, как он появился в нашей заводской столовой и предъявил фильм на суд зрителей.

8w10qy-8h9.jpg

Нам понравилось, аплодисменты, хоть и жиденькие но всё же были. Возможно зрители, тем самым, хотели начальству угодить. Мне теперь интересно как оценит фильм не ангажированный зритель, то есть вы, мои дорогие друзья!?

На этом наше повествование будем считать полностью завершённым.
Вперёд, к новым приключениям.!

Lisen4eg

Отправлено 14 September 2018 - 04:23 PM

 Позвонили в администрацию города.
 
8uu9e4-lho.jpg
 
 У нас был приветственный адрес от жителей Бийска, хотелось побыстрее завершить официальную часть похода и приступить к неофициальной. Но быстренько не получилось, церемония  была назначена лишь на 15:00. Оно и понятно, короткое северное лето, нужно успеть многое и город-порт Салехард жил напряженным ритмом такой же короткой северной навигации.
 
8uu9e9-6d.jpg
 
 Река и авиация – это единственные артерии, связывающие большую землю и большинство районов Ямало-Ненецкого Автономного Округа.
 
8uu9oq-ruy.jpg
 
 Напряженный ритм ощущается повсеместно и на воде, и на суше. Поэтому мы очень благодарны, что и в этой суете, хозяева нашли время уделить нам внимание. 
Для официальной церемонии было отведено место у главного пассажирского причала города. Красота необыкновенная.
 
8uu9og-yvb.jpg
 
 Счастливые лица пилигримов. Только здесь, ступив на причал речного вокзала, мы поверили - поход благополучно завершён. По нашим лицам видно, что трёхнедельное напряжение  начало спадать и можно расслабиться.
 
8uu9e7-pyb.jpg
 
 Здесь, на речном вокзале, особенно заметна тесная связь жителей округа с рекой.
 
8uu9og-1bt.jpg
 
8uu9e9-r8k.jpg
 
 Сюда же нас приехал встретить будущий владелец катера. Его младшая дочка обследованием катера осталась довольна, а для нас это самое главное. Как любимая дочка скажет, так и будет, это любому счастливому отцу известно.
 
8uu9e8-pb9.jpg
 
 К трем часам собрались местные СМИ, представители администрации города. Обменялись приветственными адресами. Раздали, уже набившие нам оскомину, интервью...
 
8vg8q0-o6r.jpg
 
Было такое ощущение, словно мы протянули невидимую нить от самого Бийска до Салехарда. Здесь, наверное, будет уместно подвести главный итог нашей экспедиции – на реке Обь, от самых ее истоков и до самого устья, живут замечательные люди, они оказались близки нашему экипажу ментально. Где бы мы не останавливались, будь то в больших городах или наоборот, совсем на безлюдных берегах, мы неизменно оказывались среди таких же людей, как и мы сами. Мы все понимаем один язык, имеем одни и те же ценности, едим одинаковую пищу. По всей реке чувствовали себя словно дома.  Удивляться тут нечему, ведь все мы жители одной страны и везде - в пасмурном Питере и солнечном Крыму, у пограничного Благовещенска и сурового Салехарда, везде, где бы мы ни были, мы чувствуем себя хозяевами нашей огромной и прекрасной страны. И скажу я вам, друзья, это так здорово – ощущать себя хозяином половины Земного шара.  После торжества отогнали катер будущему хозяину, дом которого удачно оказался прямо на набережной. Разумеется, отметили наш приезд роскошным ужином под бутылочку капитанского виски 12-летней выдержки, презентованной нам щедрыми сургутчанами.
 
8uu9oj-bhn.jpg
 
Последняя ночёвка на борту нашего катера.
 
8uu9ol-sx5.jpg
 
 Жаль, конечно, вволю погулять не удалось, утром нас ждал перелет домой и нужно было уложить личные вещи, дать необходимые инструкции новому владельцу катера. Ранним утром передали ключи от катера Андрею. Он же увез нас в аэропорт, сделав по пути небольшую экскурсию по городу.
 
8uu9ol-qk8.jpg

Дорога домой.

 

 

Личных вещей набралось неожиданно много,

 
8uu9ok-msi.jpg
 
 больше 100килограмм упакованных в десять мешков. Одной только тушёнки осталось больше двух ящиков.  После того как попробовали северную рыбу, постеснялись оставлять нашу тушёнку новому владельцу катера. На тот момент как раз прибыла посылка из Бийска с лобовым стеклом и ходовым тентом, поэтому попросили Андрея заодно с получением своей посылки отправить наши вещи транспортной компанией. Не знаю кому как, но мне сеть этих ТК очень нравится. За вполне гуманные деньги довезут груз практически в любую точку СНГ. Пора им уже и на всемирную сеть замахиваться. 
 
Рано утром, после торжественной передачи ключей от катера, Андрей увёз нас в аэропорт. Вот опять не могу не сказать о людях которые нам попадались на всём пути, очень и очень славные. И новых владельцев катера видел-то от силы часов десять, а они успели за это время стать словно родными, очень светлые души. Я так думаю, что именно с таких людей писал Макрыч свой рассказ.
 
По пути в аэропорт немного полюбовались Салехардом - шутка ли - единственный город на полярном круге.
И вновь разрыв шаблона, город как город. Почему-то думал, что здесь все дома на сваях.
 
8uu9om-khi.jpg
 
Тундрой здесь уже попахивает, но и деревца встречаются.
 
8uu9op-sy0.jpg
 
Вот он Северный полярный круг. Надеюсь доведётся ещё на нём постоять. Говорят, что север завораживает и манит.
 
8uu9oo-9ef.jpg
 
Очень нам понравился музей северной авиации и особенно легендарный гидросамолёт Ан-2.
 
8uu9oq-si9.jpg
 
Мужи - это, оказывается, центр Шурышкарского района, а я думал Муженского.:D
 
8uu9os-vz8.jpg
 
Так дело будет идти и до Северного полюса асфальт доведут.
 
8uu9os-x5t.jpg
 
Сам аэропорт тоже шикарный, кто бы сомневался.
 
8uu9ot-rpf.jpg
 
Но в настоящий ступор меня ввело расписание полётов, мамочки, держите меня, это на 50 то тысяч населения столько самолётов!?
 
8vk7wk-bpv.jpg
 
Расписание рейсов носит исключительно информационный характер, может меняться по ряду причин.
 
У нас на полмиллиона человек два рейса в МСК и те не ежедневные.:(
 
Экипаж расслабился, бестолковые, неужто они думают что воздух это надёжней чем вода.:D
 
8uu9un-s4e.jpg
 
 
Путь домой лежит через Москву и в Домодедово нам предстояло провести ровно 12 часов в ожидании рейса на Барнаул. День был солнечный и мы решили полюбоваться столицей. Нечасто здесь мы бываем, да и хорошеет она заметно в последние годы. 
 
8uu9uo-8ew.jpg
 
8uu9uq-qaq.jpg
 
8uu9ur-gby.jpg
 
Река махонькая, а судоходство большое. Парадокс однако!
 
8uu9ut-m4.jpg
 
Мы же теперь северяне, ну как не пошиковать?
 
8uu9uv-gtu.jpg
 
В переходе метро повстречалась собака-попрошайка. Сидит не шелохнётся.
 
8uu9uw-lo0.jpg
 
Четыре с небольшим часа на борту самолета и вот уже столица Алтайского края,
 
8uu9ux-zlm.jpg
 
 еще чуть-чуть в поезде и вот он, родной вокзал. Встреча с родными, друзьями. Местные СМИ тоже не остались в стороне, куда же без них? Поблагодарили земляков за теплую встречу, а самое главное, за ту поддержку, которую они нам оказали в течение всего похода. С вокзала поехали на работу и здесь, во время планового чаепития, я подвел итоги похода и поздравил всех с удачным завершением еще одного начинания. В подготовке материальной части участвовал весь наш коллектив и именно его опыт, смекалка, инженерно-конструкторский талант и золотые руки рабочих в короткое время создали катер, прошедший без единой поломки столь дальний и сложный переход. А значит, нам по плечу и другие интересные задачи и может статься еще более длинные и сложные походы.

Мы в ответе за тех кого приручили.(с)

 

Хотел сегодня с утра вместе с  фотографом поехать в Белокуриху 2, снять несколько кадров для видеофильма про путешествие к северу, но вот незадача - небо затянуто свинцовыми тучами, изредка пролетают снежинки. Феллини (так мы между собой кличем нашего оператора) поездку отменил. Таким образом, у меня образовался целый рабочий день без единой пометки в ежедневнике. Мама мия, как же это здорово, когда никто не ломится кабинет и можешь наслаждаться тишиной на работе. Сразу же решил, выпавшее в подарок время, посвятить подведению итогов похода, к которому мы так долго и тщательно готовились. Открыл отчёт, а в голове пустота. Бывает у меня такое, голова словно свежекупленный компьютер. В таких случаях пытаюсь выкрасть мысли у великих. В заголовок тиснул фразу сбитого француза, потому как наверняка найдутся авантюристы, пожелавшие повторить этот маршрут. Так и хочется написать - трюки выполнены профессионалами, повторение опасно для жизни. Но немного подумав, всё же решил за основу взять слова русского писателя Ивана Бунина: "Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать". На счёт первого  с ним бы поспорил, Кармен из ума не выходит, второе принял бы с натяжкой, от самой любимой работы человек всё-же устаёт и нужны перерывы, а вот с третьим согласен полностью. Только в путешествиях взрослый человек, словно маленький ребёнок,  испытывает ни с чем не сравнимую радость познания мира. Не даром ведь старые люди так тянутся к детям - через их глаза они вновь видят мир цветным. 

   Судя по тому, что нас уже начали приглашать в школы и организации с просьбой рассказать о путешествии, последователи у нас найдутся и, поэтому, считаю необходимым предупредить - этот трюк действительно опасный и без тщательной подготовки его повторять не следует. В  этой, уже предпоследней главе, поделюсь некоторым опытом подготовки и прохождения маршрута, авось кому пригодится.
   И так, как говаривал петух-тренер своим подопечным утятам - главное не бояться воды. На реке нужно бояться ветра. Река  сильно петляет и  попутный ветер  быстро может оказаться встречным, а это - две большие разницы. На перекатах, даже небольшой встречный ветер может поднять такую волну, что она будет бить в небольшое судно не в нос, а прямо сверху. Хорошо, что у нас была полностью закрытая рубка, иначе крушение было неизбежно. Берега, чаще всего обрывистые и заваленные  буреломом, таят в себе не меньшую опасность - река хоть и считается равнинной, течение на ней есть и весьма не хилое. Вариант быть затянутыми под корягу не исключается. Таким образом если, после прочтения моих страшилок желание пройти по реке не исчезло, то можно читать дальше.
 
Технико-экономические показатели.
 
Список-молитва (по которой укладывались вещи в катер):
1. Ноутбук с инвертером для зарядки.
2. Посуда. Кружки фарфоровые – 4 штуки, ложки – 4 штуки, вилки – 4 штуки, чайник – 1 штука, газплита походная – 1 штука, поварешка – 1 штука, нож – 3 штуки, ведро – 1 штука, в Колпашево добавился тазик. Баллончик газовые – 3 ящика (хватило бы и одного).
3. Дрон.
4. Экшн-камера, фотоаппарат, зарядные устройства. 
5. Навигатор, анемометр. Эхолота у нас не было, но он был бы нелишним.
6. Рация, особой нужды в ней не было.
7. Бинокль – вещь необходимая, пользовались постоянно.
8. Спасательные жилеты – 4 штуки, поначалу иногда снимали, натерпевшись страху, жили в них. 
9. Плот спасательный, плюс насос.
10. Канаты, фал, якорь.
11. Сети.
12. Удочки.
13. Средства по нормам снабжения, согласно требованиям ГИМС.
14. Репелленты – не пользовались, все подарили жителям Азовы.
15. Запасные части. В основном на ногу «Вихрь».
16. Набор ключей и головок.
17. Пила, топор.
18. Еда на 2-3 суток. 
19. Вода питьевая на 2-3 суток.
20. Ремкомплект шкворней с рычагом для УАЗовода из Колпашева.
21. Топливо: дизельное – 150 литров, бензина – 70 литров. 
22. Документы: паспорта, СНИЛС, медстраховка.
23. Копия судового билета, удостоверение судоводителя. 
24. Винты гребные – 4 штуки.
25. Шланг диаметром 20 мм маслостойкий. 
26. Личные вещи - у каждого одна хозяйственная сумка . Спальные мешки.
27. Пенки туристические -4штуки
28. Ключ разводной.
29. Спички, соль.
30. Очки – весь экипаж очкарики.
31. Моющие средства, туалетная бумага, бумажные полотенца, губки поролоновые и металлические.
32. Ветошь, щетка половая. 
33. Палатки 2х местные – 2 штуки.
34. Мангал + решетка.
35. Спирт, канистра 5 литров. 
36. Водка 5 бутылок. Перелить в пластиковую тару.
37. Фонарики.
38. Сапоги (телепузики + болотники). В основном пригодились телепузики. 
39. Календарь и часы настенные. Очень пригодились, особенно часы.
40. Сим-карты Мегафон, МТС и Билайн. По идее была бы нелишней и Теле2. 
 
Заправка топливом.
 
Наиболее интересующим нас моментом были заправки и именно боязнь их отсутствия толкала на установку дизельного двигателя. По факту, заправиться бензином на реке можно повсеместно. Не везде заправки близко к берегу, но практически везде есть автомобильный транспорт и можно с кем-то договориться и съездить до заправки. Нам же на весь переход без малого в 4 000 километров понадобилось всего 470 литров дизельного топлива и 60 литров бензина. Весь бензин мы сожгли на Обском Водохранилище, пройдя на нем 6 часов и всего 70 километров. Остальной путь прошли на дизеле. Дизельное топливо расходовала и Вебасто, которая работала все ночное время и уже после Хантов практически круглосуточно.
  
Питание:
 
Основным продуктом питания, взятым на борт, была тушенка. Ее мы набрали аж 90 банок и это был наиболее ненужный груз на борту. Съели от силы банок 10 и банок 5 разных консервированных каш. По всей реке есть населенные пункты с магазинами, практически с обычными ценами и обычным ассортиментом. Пополнить запасы сложности не представляет. Тем более нет смысла тащить это все на борту. Значительную часть рациона составляла рыба, которую рыбаки нам давали в избытке. На разных участках реки промысловой считается рыба разных сортов, а рыба не того сорта объявляется сорной и просто выпускается обратно в реку. Если жирный двухкилограммовый язь – сорная рыба, то я ей готов питаться. Воду пили исключительно бутилированную. На борту всегда имели запас около 20-30 литров и периодически его пополняли. Готовили на портативной плитке. 
Стоянки:
санитарные – 5 часов, 
Новосибирск – 10 часов,
Победа – 2 часа,
Гоняли баржи – 3 часа,
Колпашево – 16 часов,
Сургут – 6 часов,
Ходили за водой – 1 час,
Всего до Сургута – 70 часов стоянки, 220 часов ходовых. Средняя скорость 10 км/час.
Ночевка перед Перегребным – 7 часов,
Перегребное – 4 часа,
Стоянка на горной Оби – 2 часа,
Ханты-Мансийск – 15 часов,
Азовы (шторм) – 31 час,
Мужи – 2 часа,
Обеды – 2 часа.
Всего стоянок - 133 часа, время общее - 456 часов, время ходовое - 323 часа.
Пройденный путь – от нулевого столба на реке Обь до речного вокзала Салехарда – 3 500 километров. От понтонного моста до слияния Бии и Катуни – 20 километров. По Катуни – 10 километров. По Иртышу – 50 километров. По протоке Нюрик - 25 километров.
Всего – 3 605 километров. Навигатор показывает чуть больше, возможно вмешалось ежесезонное изменение судового хода.  Средняя скорость на всем пути следования – 3 600 километров/323 часа= 11,15 км/час. Расход топлива - 1,46 литра в час, с учетом работы отопителя или 13 литров на 100 километров. Это расход расчетный, фактический расход, измеряемый на отдельных участках пути, не превышал 12 литров на 100 километров. Превышение расчетного расхода связываем с работой Вебасто.
 
Финансовые затраты:
Покупка катера – 120 000 рублей.
Покупка дизеля – 35 000 рублей.
Покупка Вебасто – 20 000 рублей.
Всего 175 000 рублей.
Это затраты, которые вернулись после продажи катера.  И ровно триста тысяч(300 000) рублей у нас ушло на всё остальное. Все затраты учтены до копейки, поскольку средства брались в бухгалтерии предприятия. Примерно треть этой суммы ушло на эксперименты и испытания катера. Ещё одну треть съела дорога домой. 25 000 рублей ушло на топливо. 15 000 рублей  услуги  транспортной компании. 60 000 - это фанера, металл, поликарбонат пенопласт, еда, форма экипажа, жилеты, спасательный круг, якорь, наклейки и всякая такая мелочёвка.
 
Двигатели.
 
Про стационарный сказать нечего, он от Москвича.
Подвесник - дизель, одноцилиндровый с гидроприводом на удлинённую Вихрёвскую "ногу"
 
Вот ссылка на фото. Можно загрузить оригинал и рассмотреть всё подробности.
 
В составе  - насос НШ, гидромотор, гидробак на 20 литров, холодильник, топливный и масляный фильтр, топливный бак на 30 литров, спрятан в поплавке. Винт самодельный, ЕМНИП 320Х240.
 
 
 
 
 
Для тех кто захочет повторить.
 
Люди старшего поколения помнят как было оживлённо на реке, особенно в выходные дни. Теперь же за целые сутки пути может не встретиться ни одной моторки. А ведь это так здорово, прохватить по реке с ветерком, наловить рыбки, сварганить уху, посидеть на берегу, полюбоваться закатом. Такие закаты, как на Обь, редко где увидишь.  Радует, что у нас уже появляются последователи и они начинают обращаться за советами по организации водно-моторных путешествий. Вот вкратце обобщённый опыт:
 
1 Безопасность. Начните подготовку с похода в ГИМС. Узнайте, что вам понадобится в походе с точки зрения закона. Поход, в котором нужно бояться любой встречи с инспектором, это уже не поход.
 
2 Комфорт. Все участники похода должны иметь возможность полноценно спать, питаться, отправлять надобности, находиться в лёгкой одежде и при этом быть надёжно защищены от кровопийцев –насекомых. Вы не должны бояться непогоды – дождя, ветра, холода.
 
3 Надёжная навигация. На такой реке как Обь заблудиться как дважды два. Карты в навигаторе должны соответствовать реальной местности. В этом следует убедиться заблаговременно. Желательно иметь бумажный вариант карты.
 
4 Запасной двигатель, пусть самый крошечный,  обязателен.
 
 
И самое главное – не нужно думать, что выполнение всех этих условий очень дорого. Если подходить разумно, затраты могут быть сопоставимы с недельным отдыхом в Турции для семьи из 4-х человек.
Это всё, что мы хотели  рассказать о нашем походе. Будут вопросы, спрашивайте, постараемся ответить. Надеюсь на следующей неделе будет готов небольшой видеофильм. К сожалению, в самые эмоциональные моменты мы ничего не снимали. Теперь ясно, что за съёмки должен отвечать специально обученный член экипажа, совместительство здесь не катит. В будущих походах постараемся это учесть.

Lisen4eg

Отправлено 13 September 2018 - 02:30 PM

Разговор с аборигеном
 
Никто из нас еще не догадывался, что стоять нам у этого берега почти 1,5 суток, но они пролетели практически незаметно. Утром пожаловал гость, местный старожил Сергей Николаевич.
 
8uu8x8-d7e.jpg
 
 Катер, который послужил нам защитой от волн и ветра, оказывается его собственность. Заядлый рыбак, охотник он поведал нам много интересного из островной жизни, а также угостил нас редиской, очень сочной и сладкой. Из капусты и свеклы с его огорода ПИМ позднее сварганил борщ.
 
8uu9ce-wc9.jpg
 
 Отвлекусь немного, по приезду на работу (даст Аллах) буду ходатайствовать о переводе ПИМа шеф-поваром в нашу столовую. Что мы мучаемся, сталь грызем, да закаляем. Будет ПИМ такие борщи готовить, будем на Чуйском тракте ими торговать – озолотимся.
Рассказал нам матерый рыбак и другие интимные подробности из жизни села, так от него мы узнали, что дизтопливо в деревне отпускают по 6 рублей за литр, электроэнергия 1,4 рублей за 1 кВт. Блин, так и захотелось попросить здесь политического убежища. Сам старожил, несмотря на почтенный возраст подрабатывает на обустройстве зимника. Зимой обслуживают дорогу, а летом латают и готовят технику: два К-700 с ножами и водяные насосы.
 
8uu9c9-zzy.jpg
 
 В снежные зимы река медленно наращивает толщину льда и в наиболее опасных местах приходится снег счищать и наливать насосами воду.Никогда не приходилось  ездить по зимникам, с интересом прочитал првила для ТС на таких дорогах
 
8uu9cb-yq6.jpg
 
8uu9cc-97w.jpg
 
 В селе есть несколько магазинчиков, школа, детский сад, ФАП, администрация. Везде порядок и чистота. Деревянные тротуары, водопровод, Интернет.
 
8uu8xd-dr4.jpg
 
 В общем и целом, островитяне оторванными от большой земли себя не ощущают. Дважды в день заходит проходящий «Метеор» Салехард-Приобье. Пристают к набережной села и плавмагазины, где товары на порядок дешевле, чем в сельских...
 
8uu9dy-9dp.jpg
 
... поэтому сельские на время навигации закрываются, работает лишь один.
 
8uu9c7-wrx.jpg
 
 В нем мы приобрели масло, молоко и 8 литров воды.
 
8uu9c8-ox0.jpg
 
 Особо не скучали, кушали, выпивали, гуляли по деревне. Очень приятно походить по твердой земле после долгих дней, проведенных на борту судна, которое, как перышко швыряют волны попеременно с ветром.
 
 
                                               
- «Где пропадал трое суток?»
- «Как где? С рекой разговаривал!»
(из разговора с аборигеном) 
 
Сегодня 12 августа, воскресенье, проснулись около 7 часов утра по корабельному времени. Ветер еще не утих, но и былой мощи уже не ощущалось. Быстренько убрали постели, Булыч вернул Сергею Николаевичу банку из-под молока, попрощался с ним и мы, оттолкнув лодку, вышли в путь до села Мужи, где нас поджидали операторы уже салехардского телевидения.   На двенадцатом километре от села Азовы, мы увидели берег утыканный рыбацкими лодками и две одинаковые хижины с чумом.
 
8uu9ci-p9z.jpg
 
 Из кустов выскочила казанка под мотором и пошла нам наперерез. Чтобы не протаранить ее, нам пришлось заложить руль максимально вправо. Именно так, наверное, истребители заставляют вражеский истребитель сесть на свой аэродром. В лодке сидели двое мужчин и женщина с малым дитем на руках, внешне похожих на коренных жителей этих мест. Мы сразу догадались, что наличие в лодке женщины с ребенком должно символизировать о мирных намерениях флибустьеров. Так и оказалось, это были ханты, рыбаки. Завидев наше диковинное судно, решили перехватить нас и пригласить в гости. Сдались  без боя. Следуя за «казанкой» по хитроумному фарватеру, мы пристали к обжитому берегу. Здесь 2 семьи хантов в летнее время ведут промысловый лов рыбы. План на семью – 10 тонн рыбы. В этих местах Оби, промысловой считается рыба сырок. Предполагаем, что научное название этой рыбы – пелядь. Глава семьи Эрнст Петрович был слегка подшофе, как-никак выходной день не только на большой земле. Но это не повредило их гостеприимству. Супруга рыбака вскипятила чай, на низенький столик поставила угощение – рыба вареная и соленая, рыбий жир, сладости (печенье, конфеты, сметана, молоко). Воду они берут из реки, кипятят. Говорят, что дети, напившись сырой воды, болели. Детей у супругов 8, все девочки. Старшая уже замужем, зять служит по контракту на Курильских островах, и вся семья с нетерпением ждет, когда дочка с мужем смогут приехать в гости. Зимует семья в деревне на берегу реки Сыня в 70 километрах от Оби. Сам глава семьи в молодости КМС по лыжному спорту тоже служил на Тихом океане и весело рассказывал нам, как они выпили весь спирт, предназначенный для обслуживания торпед. Во время учений торпеды прошли мимо цели, потому что, как сказал Петрович: «Мы не промыли им глаза и уши». Из детей мы видели лишь троих: младшенькую я с удовольствием понянчил, средненькую (ученицу третьего класса), расспросил про учебу – в классе 14 учеников, мальчиков и девочек поровну, учатся на хантыйском языке. По-русски девочка говорит и читает свободно. Таблицу умножения знает хорошо и отвечает на русском языке. Девочка постарше, пока мы были в гостях, не показывалась из полога. Родители говорили, что стесняется, но я думаю, что они не хотят, чтобы посторонний глаз ее видел. Когда она вышла нас проводить, было видно – девушка взрослая и симпатичная, и девичья скоромность ей не повредит. По словам отца, дочь тоже хорошо бегает на лыжах и занимает первые места на всех межрайонных соревнованиях. Как знать, может подрастает новая Раиса Сметанина, тоже уроженка Севера? Купили у рыбаков немного рыбы, они не хотели брать деньги, но мы настояли.
 
8uu9cg-qar.jpg
 
 Было заметно – довольны, ну не умеют они хитрить, все, что на душе, то и на лице. Рыбу у них принимают по 27 рублей за килограмм, годовой доход семьи не превышает 300 000 рублей, мы же за 5-6 килограмм рыбы им вручили 1 000 рублей. Цену деньгам они знают и радость скрыть не смогли. Петрович сует деньги в правый нагрудный карман, говорю ему: «Отдай сразу жене, она лучше деньгами распорядится».
- Нет, - говорит его супруга. – Деньги должны переночевать в кармане у хозяина, тогда они будут знать свой дом. Потом он их переложит в левый карман, там они научатся расти и уже оттуда их можно расходовать. Позабавила меня такая логика. Для матери восьмерых детей (ей - 41 год, супругу - 53) выглядит очень даже моложаво. Недаром Эрнест намекал, что любит прокатиться с ней вдвоем по реке. Кстати, совершенно не стесняясь, при жене он рассказывал нам как принимал роды пятой дочери:
«Мороз был очень сильный и лошадь не захотела везти, решил, что сам буду роды принимать. Вскипятил воду, поставил под нарты. Ребенок родился весь синий и не орет. Говорю жене: «Зачем ты мне мертвого ребенка родила» и бросил его в тазик. А вода в тазике уже остыла, и ребенок как закричит…» Все 8 детей, которых они родили и вырастили, живы и здоровы, а те, что мы видели – очень жизнерадостные. Тепло попрощавшись с гостеприимной семьей, вновь отправились в путь. До Мужей сделали еще одну остановку: у баржи с морозильником.
 
8uu9ck-c8d.jpg
 
 Здесь наш земляк из Новосибирска руководил приемкой и заморозкой рыбы для одного из рыболовецких хозяйств.
 
8uu9cl-ozs.jpg
 
 Не стали выведывать у него все тайны бизнеса, лишь ознакомились с ведением хозяйства. Везде стерильная чистота и никакого запаха рыбы. По словам руководителя, такое возможно только благодаря сухому закону. За его соблюдением на реке следят строго. Молодцы, ничего скажешь. В Мужах скоренько дали интервью для местного телеканала, закупили недостающих продуктов, и стартовали, теперь уже в Салехард.

Четыре медведя в одной берлоге.

 

Вот, потихоньку наше путешествие приближается к финалу. Остался всего лишь суточный переход от Мужей до Салехарда. У неискушённого читателя может сложиться мнение, что всё у нас шло настолько гладко и безмятежно, что и вспомнить будет нечего. На самом деле этот поход явился серьёзным испытанием как для техники так и для экипажа. У нас были серьёзные сомнения по технической части. Провести тщательное испытание всех агрегатов не удалось и вышли мы в путь имея массу вопросов технического характера. По сути режимы работы ДВС и самодельного дейдвуда пришлось устанавливать опытным путём уже на маршруте.

 
8sxicl-3m6.jpg?11
 
В условиях постоянной стрессовой обстановки не всё оказалось гладко и по части взаимоотношений в команде. Очень скоро выяснилось, что степень риска которую  мы готовы терпеливо переносить, у всех разная. Кто-то был готов идти до риска потерять судно, а кому-то нужен был чуть-ли не полный штиль. Разумеется это рождало нешуточные споры. До неподчинения капитану дело конечно не доходило, но нервную систему ему пошатали на сколько хватило фантазии.
 
Я не знаю, как готовят экипажи космических станций для длительных полетов или подбирают команду подводной лодки, уходящей в дальний поход, но, еще на этапе подготовки нашего похода, понимал, что экипажу предстоит серьезный экзамен на совместимость. Дело существенно осложнялось тем, что каждый член экипажа представляет из себя исключительно самодостаточную независимую личность, что не редкость для людей одаренных. По любому вопросу каждый из нас имеет свое, обязательно отличное от других, мнение.  На планерках мы иногда готовы перейти в рукопашную, отстаивая свое мнение до хрипоты. Слово «единоначалие» для нашей четверки, как минимум, ругательное, а ведь именно на нем зиждется воинская дисциплина, которая так необходима везде, где в ограниченном пространстве действует небольшой коллектив.  Невольно мне вспоминается папанинская четверка. Было ясно, что какие-то сложности и у нас обязательно будут возникать, иначе было бы идеально, но с оттенком вымысла. И, разумеется, сложности не сразу, но возникли. Еще во время подготовки к походу мы распределили обязанности, я – капитан, ПИМ – связь и квадрокоптер, Олег – съемки экшн-камерой и фотоаппаратом, Булыч – механик. Первые дни похода особых противоречий не возникало, не считая отдельных споров по режиму плавания. Кто-то предлагал круглосуточный и всепогодный, кто-то только в светлое и безветренное время.  Но здесь моего авторитета капитана еще хватало для принятия окончательного решения. А вот в нижнем течении Оби, когда до меня стало доходить, что идти-то мы идем, а нужного видео- и фотоматериала у нас не накапливается, вдруг стало выясняться, что мой любимый экипаж ни за какие коврижки не желает ничего снимать. Как и принято людям умным и творческим на один мой довод за, они приводили сто доводов против. Тут было все: и мы не Феллини, и сценария нет, и мы этому не учились, и, в конце концов, никому это не нужно и смотреть это никто не будет. Чем только не пугал я их? И лишением заработной платы, и возможным позором перед коллективом, который командировал их, и чуть ли не увольнением по прибытию – ничего не помогало – экипаж стоял насмерть! Тут еще, как назло, на одной из стоянок угораздило меня нарвать букет полевых цветов.
 
8uu6s4-zvh.jpg
 
 Что тут началось! От обвинений в нетрадиционной ориентации до аллергии на цветочную пыльцу. Особенно меня пыльца удивила, это говорил наш альпинист и путешественник, как же он по разнотравью Алтая путешествовал? В общем, пару дней на борту было весело. Я придумывал все новые кары для экипажа, экипаж стойко оборонялся. Потихоньку-помаленьку, где сам начал что-то снимать, где-то и до ребят стало доходить, что второго дубля у нас не будет и, главное, все-таки накопить материал. А уж при его обработке будет произведена необходимая сортировка. Вот таким образом, хоть и не без некоторых трений, нам удалось прожить в очень тесном помещении почти месяц и при этом не стать врагами. 
Очень важным фактором, нас объединяющим, стало то, что поведение в быту у всех оказалось практически одинаковым. А это очень важно в таких, как у нас условиях. Никто у нас не перся в грязной обуви в каюту, и это правило касалось всех наших гостей,
 
8ufki4-x5o.jpg
 
 все оказались исключительно чистоплотными и до самого финиша на борту царила стерильная чистота. Посуду отмывали до блеска,
 
8uh2vj-dyr.jpg
 
 по утрам все мылись, брились. При первой возможности все купались или шли в баню.
 
8uu6s2-jbh.jpg
 
 Без лишних слов каждый брался за мытье посуды, палубы, окон, за приготовление пищи. Каждый смог чем-то удивить, угостить команду: ПИМ отменными супами и омлетами,
 
8uqgpe-3lr.jpg
 
 Олег готовил удивительно сытные и полезные для здоровья каши,
 
8ugxwc-fzx.jpg
 
 Булыч пек блины, оладьи и лепешки,
 
8uu9cd-c6k.jpg
 
 я заведовал рыбными блюдами.
 
8uu6s3-fe1.jpg
 
 В общем и целом, наш экипаж показал себя не только сборищем талантливых инженеров (ну, как не похвастать, ведь дошли практически без единой поломки), но и просто коллективом вполне нормальных в общении людей. Данное обстоятельство убеждает меня в том, что наша настоящая мужская дружба   в этом путешествии только окрепла и впереди нас ждут новые приключения. А говорили, что два медведя в одной берлоге не живут… Здесь, как видите, и вчетвером ужились.

Последний бой, он трудный самый(с). Азовы-Салехард.
 
Для меня лично самым тяжелым участком путешествия оказался переход от стоянки хантов до Салехарда. Здесь уже во всю ощущалось дыхание Севера. Река стала холодной, погода неустойчивой, а самое главное – мы потеряли связь с Землей. До сих пор даже там, где река подвергала нас испытаниям, мы старались держаться поближе к одному из берегов, и это действовало успокаивающе. Здесь же навигатор тоже показывал берег, но твердой, привычной землей это не являлось. Это было или поросшее травой и ивняком озеро,
 
8uu9e0-stu.jpg
 
 а чаще всего просто бескрайняя водная гладь.
 
8uu9e1-ost.jpg
 
 Мы ведь находились практически на уровне воды, а при таких просторах, как здесь, уже сказывается шарообразность Земли. Идешь по реке, а ощущение такое, как будто находишься в бескрайнем океане. В некоторых местах река здесь сливается с озёрами и её ширина становится просто катастрофической.
 
8vg7he-kf9.jpg
 
 Малейшее движение воздуха рождает здесь вполне ощутимую волну. Хорошо, когда она попутная, плохо, когда боковая и совсем нестерпимо, когда встречная. На такой ширине падает и скорость течения, а вместе с ней и скорость катера. Именно на этом переходе остро ощутили могущество местных ветров. В Мужах нас встречали корреспонденты ямальских СМИ.
8uu9dy-3zf.jpg
 
 Изначально хотелось сходить в баню, но теперь, понимая свою полную зависимость от погоды, решили, что баня подождет. Быстренько разобрались с хроникёрами,  закупили недостающие продукты и, о чудо, полторашку вполне сносного пива и скорее, пока Борей спокоен, тронулись в путь. До Салехарда оставалось совсем немного
 
8uu9e0-vpq.jpg
 
 и нужно было сполна воспользоваться подарком природы – крайне редким, в этих широтах, безветрием. Последние вахты были и самыми тревожными за весь путь. Бакены и створы здесь перестали подсвечиваться, в темное время суток шли исключительно по навигатору.
 
8uu9e3-1nx.jpg
 
 Чуть не столкнувшись с бакеном левого берега, словно из-под воды выросшим, включил прожектора. Толку от них на воде немного, но верхушки бакенов покрыты светоотражающей пленкой, в темноте, в свете фар их видно издалека. Напряжение было столь велико, что, передав вахту Олегу, буквально без сил рухнул на спальник, продолжать терпеть это форменное насилие над психикой было сверх моих сил. Визуально берега не видно, по карте до него шагать час полтора. Налети в этот момент ветер и случись что, до берга не доплыть даже в  жилете - вода слишком холодная. Пожалуй только в этих местах на реке, у меня было ощущение смертельной опасности. Хотелось даже подготовить спасательный плот на всякий случай. Перейти на штатный двигатель катера, при его аппетитах тоже не вариант, но, слава Аллаху, всё обошлось. В смену Олега быстро начало светать, ночи в этих широтах короткие. Вахта прошла без особых происшествий. Только раз зацепили мель у очередного острова, хорошо, что грунты здесь – песок и суглинок, катер сам сошел с мели, даже «телепузики» не пришлось одевать.Речное дно мы попахали изрядно, дейдвуд блестел отменной полировкой. Опять-же, река к нам была очень милостива, всё же случилась между нами взаимная любовь.  Казалось, как можно цеплять дно на такой огромной и полноводной реке? Но минимум один раз в сутки нам это удавалось... Будь на дне камни, про ночные вахты пришлось бы забыть, а так мы напропалую шпарили круглосуточно. 
 
В вахту ПИМа, в десятом часу по судовому времени стали появляться контуры города,
 
8uu9e6-zo4.jpg
 
 но еще три часа, петляя, шли по реке и, наконец, пристали к острову, в аккурат на траверсе речного вокзала. Кстати, вокзал – красавец, лучший по всей Оби.
 
8uu9e7-o58.jpg

дядя Косяк

Отправлено 05 September 2018 - 04:52 PM

ВОРОТА ОБИ.


По плану нашей экспедиции из Горной Оби нам предстояло по протоке Нюрик перейти в Малую Обь и дойти до поселка Мужи. Почему не Устрем или Шурышкары или любой другой из редких поселков? Очень просто, еще зимой в период подготовки к путешествию, я обзванивал администрации сельских советов, с целью выяснить, есть ли в селе возможность дозаправки катера. Теперь, уже почти пройдя весь маршрут, понимаю всю нашу наивность. Идти по реке на глиссере, регулярно перетаскивая в катер тонны бензина, воды и еды, может только очень и очень легкомысленный, но сильный и выносливый человек. Это уже будет не путешествие, а как в том анекдоте «я комсомолец и не могу без трудностей». В пути мы заправились всего три раза: в Нске – 60 литров дизтоплива и 60 литров бензина,

8ufki7-oky.jpg

в Победе – 200 литров дизтоплива,

8ugx65-ea9.jpg

в Сургуте – 100 литров дизтоплива.

8uu650-ls8.jpg

В Хантах еще пару канистр наливали, но это уже так, на всякий случай, они остались неиспользованными. Наше общение с топливом заключается в извлечении очередной канистры из склада ГСМ и слив ее содержимого в топливный бак примерно 1 раз в сутки. Даже при этом возня с топливом надоела до тошноты, что говорить о том, если перетаскать и перелить не 450 литров, а в 10 раз больше? Именно столько понадобилось бы нам, прими мы решение идти на нашем катере в глиссирующем режиме. Мы встречали на реке катер, по размерам соизмеримый с нашим, идущий на глиссере. Он весь был увешан канистрами с топливом. Нам такой поход не нужен! Не стану скрывать, лишних 200 000 рублей на топливо у нас тоже нет.

8uu8x0-7kb.jpg

Да и что можно увидеть с летящего над водой катера? Скорость 10-15 км в час самая подходящая для таких путешествий как наше. Во первых - можно не бояться перегруза идя на водоизмещении, во вторых и пейзаж не успевает надоесть и всё рассмотришь как следует, в третьих топливо экономишь. Сплошные плюсы. К тому же, штиль на реке случается редко, а при волнении, даже эту, небольшую, скорость приходилось сбрасывать, иначе катер начинал зарываться носом в волну.

Вернемся к Мужам. В ответ на мой звонок, раздался приветливый женский голос, такой нежный, что у меня сразу появилось желание увидеть его обладательницу. Вот поэтому и Мужи. Хотя, судя по всему, будем в Мужах в субботу и эта сладкоголосая фея, наверняка будет сидеть дома, подтирая сопельки своим деткам-ангелочкам. Но ничего, в Мужах нам предстоит встреча с репортерами ямальских телеканалов. Они каким-то образом умудряются выходить с нами на связь и назначать встречи в самых неожиданных местах. Подустали мы уже от внезапно навалившейся славы, но никуда не денешься. Успешность любого биологического вида определяется количеством потомства. В нашем случае, успех всей затеи зависит от количества людей, которые захотят повторить наш маршрут и поэтому популяризация с помощью СМИ – неоценима.
Катер резал гладь фантастически красивой реки.

8uu8wy-wnj.jpg

8uu8wx-t6y.jpg

Протока Нюрик ожидаемо оказалась для нас со встречным течением и неожиданно широкой.

8uu8wz-eso.jpg

Пошире нежели Обь в районе Барнаула, примерно так раза в полтора, а местами и в два, длина ее 25 километров, нумерация километража против течения от впадения в Большую Обь.

8uu8wz-blx.jpg

Напомню, что наш катер относительно терпелив к ветрам всех направлений и панически боится встречных течений. В стоячей воде его скорость 9 км/час, а при встречном течении 3 км/час может упасть и до 4. Сюда еще добавить встречного свежего ветерка, а сегодня, по всем прогнозам, он есть, и мы это видим, и катер может замереть на месте. В самый бы раз прейти на стационар, но предпоследний винт, подходящий для ПОКа, мы бесславно утеряли, забыв зашплинтовать гайку, а ставить последний винт всем было лень. Да и хорошо бы передать катер новому владельцу хотя бы с одним штатным винтом. То, как мы крошили винты, говорит о том, что нам их руками лучше не трогать. Поэтому иду вверх по протоке, отчаянно лавируя в поисках мест с наименьшим течением и ветром. Это удается и за три с небольшим часа мы оказываемся в Малой Оби, где к нашему появлению ветер разогнал добрую волну.Идем, прижавшись к подветренному берегу. Мы уже попривыкли к капризам реки и как-то договариваемся с ней. До Мужей 100 верст, ПИМ приготовил знатную яичницу с луком. Пойду обедать. Скорость реки 5 км/час. Фигасе, разогналась.

8uu8x7-zn8.jpg


«Вахта №8. ПИМ. 21:00-24:00, 10.08.2018 года.
Основную связь с большим миром поддерживал Пим и вынужден сказать, делал он это не по своей воле. На свою беду, незадолго до путешествия, он приобрел супертелефон, и мы тут же насовали в него всяких вайберов, вацаппов, мегафонов, геолокаций… Он всячески сопротивлялся, пока ему не пригрозили полной конфискацией имущества в пользу мировой революции. А раз уж связь есть, то он ей и пользовался единолично, изредка сообщая нам разные новости, например, свежие прогнозы погоды. Более всего в этих прогнозах нас, разумеется, интересовали сила и направление ветра.Дождя и холода мы не боялись. По последним сводкам выходило, что скорость ветра к вечеру 10 августа усилится до 10 м/сек, при порывах до 17. Когда в 9 часов вечера по судовому времени, после сытного ужина, Петр заступил на вахту, первые признаки непогоды только-только давали о себе знать мелкой рябью, пробегавшей по зеркальной глади воды. Мы уже знали, что подобная рябь – предвестник большого волнения.На всякий случай придерживаемся подветренного берега. Навигатор показывает, что прямо по курсу приближается крупный остров. Подходим поближе и видим бакен, разделяющий два судовых хода: он такой красно-бело-полосатый. То есть мы можем идти по обеим протокам. Выбираем левую, потому как за первым же мысом на карте указан населенный пункт Азовы. Часто так бывало – на карте название есть, а фактически ничего нет. Возможно и здесь такая же песня, кому взбредет в голову селиться на острове, хоть и на таком большом? Катер выныривает из-за спасительного мыса на открытую воду, и мы понимаем, что метеорологи в этот раз сказали чистую правду. Начинается болтанка, а неподалёку от левого борта разыгрывается настоящая водно-ветреная феерия. Снимок сделан 10 августа в 23час 54 минуты.

8uu8x7-706.jpg

С пенных гребешков волн ветер срывает брызги. В лучах заката картина красивая, но слегка устрашающая, держимся правого берега. Но и здесь волны начинают доставать до лобового стекла. По-хорошему пристать бы к берегу, но очень уж не хочется пережидать шторм на этом пустынном берегу. Название «Азовы» нам встречалось в период изучения реки, и была надежда, что точка на карте окажется обитаемой, тем более, что в переводе с хантыйского оно означает «Ворота Оби». Когда волна совсем уж разгулялась, впереди по курсу мелькнули огоньки, нам оставалось только выбрать подходящее место для причаливания. На берегу стоят лодки и небольшой катер. Держим курс прямо на них. Оба-на! Со страху не замечаем выступающую из воды траву и на всем ходу залетаем на мель. Скорость 0, забегающая в заливчик волна раскачивает катер. Спящая смена, вскочив с лежанок, тревожно озирается по сторонам. ПИМ на вахте, Олег с Булычем бесполезны, так как еще толком не проснулись. Понимаю, что одевать «телепузики» и стаскивать катер с мели, кроме меня некому. Кряхтя и чертыхаясь, облачаюсь. На улице промозглый холод вперемежку с дождем и ветром и лезть в холодную воду не хотелось, да деваться некуда. Стащить лодку в одиночку не удалось, пришлось бодрыми окриками выгонять на корму Булыча с Олегом, чтобы они помогли веслами столкнуть катер. Столкнули, завелись и снова на мели. Ветром катер сносило в сторону озерца густо поросшего травой.Как раз туда, где лошади переплывают протоку.

8uu8x9-cn4.jpg

Слегка психанул, ругнулся ласковым словечком и ушел на берег, весело наблюдая, как сонные еще матросы, нелепо размахивают веслами вдали. Но вот, наконец, им удалось развернуть катер носом к ветру, завести дизель и катер бодренько зашагал против течения . Тем временем, я подыскал подходящее место на берегу, указал на него рулевому и ПИМ лихо уткнул судно в глинистый берег. Забили в грунт кол, принайтовались. Отправили надобности, расстелили наши мешки и улеглись спать.
Корабельные часы отсчитывали первые минуты субботних суток 11 августа (интересная все-таки жизнь, сегодня, когда мы печатаем эти строки 30 августа, то есть всего 2 недели назад мы были у черта на куличках и сейчас в это уже слабо верится, хорошо, что вел вахтенный журнал, а то бы думал, что приснилось).

8v6yn7-lpm.jpg?1

Вообще это так здорово, что во время похода была возможность что то пописать и хотя-бы частично сохранить эмоции. В автопутешествиях такой возможности нет,( днём едешь а по вечерам пиянствуешь :D) и от них остаются только фото-видеоматериалы. А это оказывается не совсем всё, что хотелось-бы сохранить в памяти.

дядя Косяк

Отправлено 04 September 2018 - 04:40 PM

ПО ЗАВЕТАМ СТАРОГО БЕРГАЛА.


10 августа 2018 года, 12:00-15:00 проходим протоку Нюрик. Скорость ветра 8 м/сек, северо-западный. Скорость катера 4-7 км/час, температура воздуха за бортом 20 градусов.
Сразу после Перегребного наш катер пошел в правое большое русло Оби, которую именуют Большой Обью или Горной. По слухам, это самые красивые места на Оби и именно здесь мы планировали провести дневку.

8uu6rz-ts7.jpg

Не откладывая в долгий ящик стали присматривать подходящее для дневки место. Но нам, жителям Алтая, избалованным красотами Катуни, Бии, Чуи и Телецкого озера, видимо сложно угодить...

8buxom-fj.jpg

.. место, ради которого мы готовы продлить наше путешествие на целые сутки, никак не находилось. По правому берегу тянулся довольно высокий увал, поросший смешанным лесом...

8uu6s2-kt9.jpg

...а левый берег традиционно занимал ивняк, вперемежку с березами и изредка хвойными деревьями.

8uu6kq-k59.jpg

Пока экипаж продолжал осматривать берега, я взялся пережарить рыбу...

8uu8ws-hro.jpg

...а также потушить ее со сметаной и луком.

8uu8ws-u30.jpg

Рецепт жарки прост: нагреваю подсолнечное масло в сковородке и обжариваю с четырех сторон куски рыбы до появления загара. Со сметаной тоже все просто: наливаю в сковородку грамм 200 воды, кипячу ее и укладываю плотно куски рыбы, тушу на слабом огне минут пять, затем заливаю сверху сметаной. Сметану лучше погуще. Пока рыба тушится в сметане, нарезаю лук, чтобы получились такие прямоугольнички 10х10 мм, укладываю лук поверх сметаны. Если куски рыбы сильно крупные, то перед луком их переворачиваю, после лука держу блюдо на огне самое большее 1 минуту, чтобы лук успел дать сок, но не разварился.
Не найдя берега для дневки, подобрали подходящий для обеда, большая чашка нажаренной рыбы, тушеной в сметане исчезли в мгновение ока. Забыл сказать, чтобы рыбные блюда имели такой вкус, как у нас сегодня, рыбу необходимо выловить в Оби напротив села Малый Атлым. В жизни не встречал такой вкусной рыбы с таким жирным и прозрачным мясом. Когда чистил, не ленился и тщательно собирал нутряной жир, набралось стакана два. Этот жир мы добавим в уху, которую буду готовить завтра из голов и хвостов. Уха должна быть сплошное «объединение», как говаривает мой отец. После сытного обеда рыбными деликатесами,и купания...

8uu6s2-jbh.jpg

... решили продолжить плавание, продолжая присматривать подходящее место для дневки. В нашем понимании, это должен быть продуваемый ветром песчаный или галечный пляж,примерно вот такой но.

8uu6s1-63s.jpg

Но как назло такого места не находилось.
Замечу, что мы вовсе не нудисты, просто бельё в тех краях сохнет очень долго, даже на солнце и ветру. В баню за весь поход удалось сходить лишь дважды, поэтому при первой-же возможности купались в реке. Ниже Колпашево вода как в Телецком, не более 10градусов, но нам не привыкать.
Вода в реке для этого времени года стоит аномально высокая и все интересные места подтоплены. Есть, конечно, красивые места и мы пробовали к ним приставать, но судно моментально окружали полчища летающих непрошенных гостей.

8uu6s0-bea.jpg

Открывать двери не было никакого желания. Но нет худа без добра, благодаря большой воде, наш крейсер летел на всех парусах словно пуля, продолжая удивлять скоростью своего хода большинство тех, кто следил за нашим перемещением в режиме онлайн.
Высокий увал на правом берегу довольно таки быстро сошел на нет, и Горная Обь вновь превратилась в обычную, словно приподняв свои воды, выше своих берегов. Вновь потянулись мангровые леса по обоим берегам с множеством проток, словно желая запутать путешественников в этом царстве воды, леса, лугов и болот.

8uu8wt-8nf.jpg

8uu65b-eoy.jpg

Очень скоро я с грустью осознал, что дневки нам не видать и отправился поспать перед предстоящей ночной вахтой, которая, напомню, длится с 0 часов до 3 утра и в зависимости от обстановки еще три часа подвахтенного времени.

«Вахта №1. Хасан. 24:00-03:00, 10.08.2018 года.
За весь прошедший путь эта вахта была самой жуткой. Мы уже привыкли, что судовой ход по реке подсвечивается и ведя катер в паутине проток, ты все время ориентируешься на какой-то огонек, подмигивающий тебе в ночи.

8ufljj-90m.jpg

Иногда эти огоньки очень и очень далеки друг от друга, прячутся за кривизной земной дуги, но всегда его можно обнаружить или простым глазом, или с помощью бинокля. Так или иначе этот мигающий огонек всегда с тобой и у вахтенного не создается ощущения одиночества, когда остальной экипаж мирно спит на кормовой палубе.

8uit6k-et0.jpg

Замечу, что берега Оби удивительно пустынны и огни населенных пунктов практически не мешают судоводителям. Лишь изредка встретится состав барж, упорно толкаемых толкачом против течения. Иногда поприветствуешь такого одиночку по рации, но чаще разойдешься молча. Как-то не принято на реке засорять эфир словоблудием, все очень коротко и строго по делу. Что в целом и понятно, капитаны – это речная интеллигенция и в отличие от вульгарных (иногда) дальнобойщиков ведут себя очень корректно. Из-за ненормативного сленга водителей, кстати говоря, я и не ставлю рацию в свою машину. Горная Обь в дневное время судовой обстановкой нас не разочаровала. Все, как обычно: бакены правого и левого берегов, створы…

8uu6kt-e5u.jpg

Но, когда ПИМ передавал мне вахту, уже наступали сумерки и я с ужасом обнаружил – судовой ход здесь не подсвечен. Хотя ночь в этих широтах светлая и длится всего-то часа три, эти часы выпадали аккурат на мою ночную вахту.

8uu6rt-8o9.jpg

В такой ситуации пользы от подвахтенного никакой, поэтому отправил ПИМа спать, выставил в навигаторе подходящий масштаб 1,2 километра и приготовился идти исключительно по приборам. Все бы ничего, но эти бесчисленные протоки никак не давали мне покоя. По опыту сплавов по реке я ведь знал, что протока протоке рознь, иногда пройдешь без проблем, а иногда она делится еще на несколько проток и становится такой мелкой, что приходится возвращаться назад. Пока идешь назад, забрел еще в протоку и вот ты уже заблудился с трех соснах

8uu9ov-obm.jpg

(10 августа 18:30, миновали 3 000 километров от нуля).
Почему-то вспомнилась мне моя шахтерская юность и мой первый наставник Кравкль Николай Павлович. Рудник «Зыряновский», на который я пришел работать после армии, был очень старым и сейчас уже затоплен. Никто толком не знал всех его выработок, просто передвигались по знакомым. Вот как описывает его путешественник ещё в середине 19 века.

По мере выемки руды образующиеся пустоты тотчас закладываются камнем или, как говорят, пустой породой. Оставляют только главные ходы, представляющие большие широкие галереи, где стены, почву, потолок во избежание обвалов закрепляют большими брусьями в виде срубов. По этим галереям совершается все рудничное движение, так как они представляют как бы большие дороги рудника, по которым происходит и откатка руд. Таким образом, вся система выработок, особенно если они ведутся несколько десятков лет, как в Зыряновске, представляют чрезвычайно запутанную сеть подземных ходов, в которых очень трудно ориентироваться непривычному человеку.


Как-то раз послал наставник меня в инструменталку за снарядом (такая особенная буровая штанга). Прибежал, получил пяток снарядов (кило так под 40), бросил их на плечо и бегом в забой. У Палыча после травмы болели ноги, и я был ему вместо ног. Нечаянно зацепил снарядом контактный провод. Очнулся, лежу на трапе, снаряды сверху. Встал, кое-как очухался и пошел в обратную сторону и вскорости заблудился. Только к концу смены добрался до забоя и очень переживал, что бригадир будет ругать. Но тот внимательно выслушав меня поднял вверх свой кургузый, искалеченный вибрационной болезнью, указательный палец и произнес: «Палец шахтеру даден не для того, чтобы в девок тыкать, а для того, чтобы свежую струю нащупывать, откуда палец холодит, оттуда и струя, на струю и иди». Именно это наставление старого бергала не дало мне в эту ночь поникнуть и бесславно ткнуться носом в поросший берег в ожидании рассвета. Течение воды, как и течение воздуха в шахте – вот что нужно мне, чтобы не сбиться с пути и не уйти в ложном направлении. Вот очередной остров нарисовал свой силуэт.

8uu9e4-yvc.jpg

Прижимаюсь вправо – скорость падает, ухожу влево – скорость растет. Вот так, потихоньку-помаленьку прокладывал я свой путь в этом царстве безмолвия. Когда пришло время будить Олега, уже светало и ориентироваться стало легче. С облегчением сдал ему вахту, какое-то время полюбовался на реку, подкрашенную алеющим горизонтом.

8uu9e2-irq.jpg

Как же мне всего этого будет не хватать. Пошел отдыхать, надо поспать, набраться сил. Обещал ребятам с утра сварганить царской ухи, рецепт ее по обыкновению прост до предела: нужна хорошая, свежая, обязательно жирная, рыба. Бросаешь ее в кипяток, следом пшена, картохи, кипятишь на медленном огне до готовности. Готовность определяю по картошке, она должна остаться слегка твердой, не разваренной. Крошу лук, добавляю лаврушки и приправ, которые найдутся под рукой. Нет приправ, так и не страшно. Рыбу просаливаю предварительно минимум 2-3 часа в соленом маринаде. Уха – за уши не оттянешь! Такая получилась и в этот раз. Съели каждый по три чашки, что называется: пока лезло. Особую пикантность ухе добавил нутряной жир, который собираешь пока чистишь рыбу. Тут главное от желчного пузыря вовремя избавиться, все остальные кишки я считаю к пище пригодными.

дядя Косяк

Отправлено 31 August 2018 - 04:17 PM

После Хантов нам всё чаще стали попадаться скоростные суда. Если выше по Оби курсировали в основном небольшие СВП типа "Заря" и "Восход", то теперь это уже грандиозные "Метеоры". Сие вполне объяснимо, здесь и река стала шире и глубже и длина их маршрутов достигает 500 и более вёрст в одну сторону. Проходят они их за 20 часов со всеми остановками. Вот это скорость, нам бы такую.

8uu6l7-ahr.jpg

8uu6rq-y7l.jpg
Где то выше, я уже упоминал о том, что люди нас встречавшие, чаще всего сами заядлые путешественники, рыбаки и охотники, всегда умудрялись дать нам в дорогу именно то, в чём мы более всего нуждались в данный момент. Как уж им это удавалось, лучше спросить у них самих. Не стал исключением и наш Ханты-Мансийский друг, Андрей.

8uu6ky-goe.jpg

Прощаясь с нами, он так скромненько сунул нам в руки небольшой пакетик. Мне ещё подумалось- хорошо хоть здесь не нужно отбиваться от перегруза.
Прошли под мостом красавцем.
8uu6rh-tve.jpg

Махнули напоследок городу, тоже очень красивому...

8uu6rj-kv8.jpg

Прошли немного вниз по Иртышу

8uu6rj-cuv.jpg

...и вспомнили, что кроме маковой росинки с самого утра во рту ничего не было. Готовой пищи на борту не было, полезли в андреевский пакет. Там оказался курник.

8uu6ri-7zo.jpg

Ничего вкуснее в жизни не ели - это вердикт всего экипажа. Кроме курника в пакете оказался набор чаёв разных сортов, и теперь каждое чаепитие до самого Салехарда превратилось в праздник. Есть такое расхожее мнение - если человек талантлив, то он талантлив во всём. Я бы его перефразировал так - если человек толковый, то он толковый во всём. Именно такие парни попадались нам на всём нашем пути вряд ли есть смысл передавать им благодарность. скажу проще - приезжайте к нам на Алтай, мы постаремся вам отомстить.


«8 августа в 11:00 судового времени прошли отметку 970 километров. По правому борту село Малый Атлым. После слияния с Иртышом река разогналась, средняя скорость катера подскочила аж до 14 км/час, а местами перескакивала и за 15.

8uu6rt-h5u.jpg

Хотелось нам установить рекорд скорости, но пока не удалось. На участке Бийск-Барнаул и скорость была повыше и суточный путь был более 300 километров. В текущие сутки теоретически можем пройти 284 километра, но, как говорится, если хочешь насмешить богов, поделись с ними своими планами. Реку от Бийска до Новосибирска мы считаем своей, здесь мы бываем, когда на рыбалке, когда на отдыхе с семьей. От Новосиба до Хантов река нам хоть и незнакома, но все же пестрит названиями городов и поселков привычных нашему слуху – Победа, Каргасок, Нижневартовск, Сургут, Колпашево… А вот ниже слияния с Иртышом река нам абсолютно незнакома, только в период подготовки нашей экспедиции я узнал про такие населенные пункты, как Приобье, Перегребное, Мужи, Шурышкары, Новый порт, Антипаюта… Наши скудные знания об истории этих мест ограничиваются лишь тем, что в этих краях отбывали ссылку сначала князь Меньшиков с дочерьми, а чуть позже революционер Троцкий.

imgbb8ad1366d5240f9822a81a09cc03c3d.jpg
Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно нижняя Обь щекочет наше любопытство более всего. Нас интересуют люди, живущие по берегам реки, именно на них в основном направлен наш любопытный взор. Не могу не отметить, что люди в этих краях отличаются чрезмерной деликатностью. Видимо не принято совать нос в чужие дела. Лишь иногда заметишь, ка кони украдкой снимают на телефон наш, идущий мимо, кораблик.

8uu6rx-xqy.jpg

Поэтому сегодня утром, заметив подобное любопытство с проходящего мимо катера, пришлось самому пригласить их пришвартоваться к нашему борту, предварительно заглушив дизель. На борту катера оказались три очаровательные женщины и судоводитель поселковой администрации. С разрешения девушек публикую их фото. Не считаю себя экспертом в области женской красоты, но на мой взгляд, Клавка с Шейк отдыхают.
8uu6ry-tie.jpg

Как оказалось, Администрация поселка Малый Атлым спешит в командировку.
8uu6rx-eqc.jpg

Успел рассказать им немного о нашем путешествии, а в ответ выспросил у них следующее: население поселка занято в основном рыбной ловлей и работами на ближайших месторождениях, которых в округе – изобилие. Воду питьевую берут из скважин. Поселок связан с большой землей по реке и автомобильной дороге. Во время дальних путешествий я давно заметил, что лица людей более всего говорят об условиях жизни. В особенности, лица девушек и женщин. Там, где условия жизни приятные и лица красивые. Отталкиваясь от подобного наблюдения могу сказать, что условия жизни на проплывающих мимо берегах, вполне благоприятные. Разумеется, в этом ряду исключением являются лица рыбаков,

8uu6s5-50d.jpg

этим, видимо, сполна достаются капризы природы, прорезая лица глубокими морщинами и покрывая их несмываемым загаром. Но ведь так было всегда – труд рыбака один из самых тяжелых и опасных, жаль, что не всегда достойно оплачиваемых. Река и погода между тем продолжают радовать, ветер 5,3 м/сек северо-западный, солнце, красивые берега. Скорость судна 14 км/час, температура воздуха за бортом 20,8 градусов, в салоне 25 градусов. Проходим село Большой Атлым.
9 августа 2018 года. Время после встречи с рыбаками из Малого Атлыма для меня словно исчезло, не могу понять куда подевались целые сутки пути. После слияния Иртыша и Оби следующей ключевой точкой реки для нас является село Перегребное.

8uu6s9-29d.jpg

Реновод

Отправлено 31 August 2018 - 12:34 AM

Отдельно. Для дятлов повторюсь

Все ваши сообщения будут тупо удалены из этойтемы!


дядя Косяк

Отправлено 30 August 2018 - 03:56 PM

"Там, где Иртыш седой с Обью встречаются..."




«Вахта №6. Олег. 15:00-18:00, 06.08.2018 года.
Прошли отметку 1 240 километров. Скорость катера 10-13 км/час, температура воздуха за бортом 20 градусов, в салоне 28. До слияния с Иртышом осталось 80 километров?
Такое ощущение, что река слилась с землей.
Представляете, что творится в этих краях в половодье? За сутки прошли 260 километров. В 19:15 6 августа на горизонте показался Ханты-Мансийск.


По прямой до него сейчас всего 22 километра, по реке в 3 с лишним раза больше, почти 70 километров или 7 часов хода. Из этих 70 километров – 25 километров придется идти против течения по Иртышу. А какова его скорость, мы пока не знаем. Приготовили обед, пообедали, попробовали Сашиной чачи, понравилась. Говорю Олегу (ПИМ с Булычем пить отказались, мотивируя тем, что река не приемлет алкоголя): «Помаленьку нам поди до Салехарда хватит», только я произнес эти слова, как в окно постучали.
8uu6kr-dh6.jpg

Мы уже перестали этому удивляться, то и дело к нашему борту пришвартовывались рыбаки, предлагая то помощь, то рыбу, то баньку на берегу, а чаще всего все вместе. Чудесные люди, эти обские рыбаки, такие колоритные, что с каждого можно писать портрет. Эти, что сейчас стучались, отличались от своих собратьев лишь слегка городским видом. А в остальном, просто ошалевшие от того, что удалось вырваться из городской суеты, любители реки и рыбалки… В общем, чачи до Салехарда нам не хватило.
8uu6kr-ilk.jpg

В Иртыш зашли по протоке Ондырь, немного подсократив путь по Иртышу.
8uu6kt-r9u.jpg

Три часа шли против течения и все это время перед нами висела вот такая картина.
8uu6ku-kef.jpg

8uu6kv-ni.jpg

В Ханты прибыли в 12 часов ночи по судовому времени. Наш давний друг Андрей уже договорился с местом стоянки на лодочной станции,
8uu6kw-b6k.jpg

...как раз напротив знаменитых мамонтов.
8uu6kw-wpm.jpg

Когда-то с Володей (Северным Соседом из Тюмени) мы мечтали подойти сюда на катере, к сожалению, пришел без него. Это не помешало мне позвонить ему и поздравить с реализацией этой, казалось бы, бредовой затеи.


По планам в Хантах нас ожидали экскурсии по городу и в этнографический музей, а также интервью о нашем путешествии для телеканала «Югра». К нашему великому сожалению, музей оказался закрыт для посещения, оказывается у музеев мода такая – понедельник, вторник выходной. Сволочи! Сегодня же вторник, надо же так неудачно угадать было.
8uu6l0-qiv.jpg

Ограничились обзором здания музея, весьма монументального, кстати. Что ж, есть повод еще раз вернуться сюда.
8uu6l1-g4w.jpg

И экскурсией по городу. Красивее города в жизни не видел, даже наши южные курортные города уступают.
8uu6l2-yvb.jpg

8uu6l3-5x4.jpg

8uu6l3-ww7.jpg

8uu6l4-9mf.jpg

Позавтракали в уютненьком кафе, вкусненько и бюджетненько, ровно 1 000 рублей за четверых.
8uu6l5-62u.jpg

Пообщались с репортерами новостного канала. Репортерша была мила и обворожительна и, на первый взгляд, неглупа.
8uu6l7-sh3.jpg

Посмотрим, что они там наснимали.


Но это уже когда будем дома, а сейчас наш катер уже прошел слияние Оби и Иртыша,
8uu6rl-3u7.jpg

...и теперь это широкая, на сколько хватает глаз, река. О том, что же здесь будет при малейшем ветерке, даже думать не хочется, пока что стоит штиль, гладь воды как зеркало и мы всем экипажем испытываем легкое волнение от того, что наше путешествие вошло в завершающую стадию.
8uu6rn-5w1.jpg

На указателе проплыли цифры 1 160 километров, а это значит, что при хорошей погоде и исправной технике до Салехарда остается чуть более трех суток хода. Знаковому месту – слиянию рек мы уделили много времени. Поснимали и видео, и фото, и даже позапускали квадрокоптер.
8uu6ro-mf0.jpg

Слева по курсу нависли грозные облака, экипаж настороже. Посмотрим, что приготовила нам царица-природа, до сей поры она нам благоволила. Из-за штормов мы простояли всего 1,5 суток из 14. Весьма приемлемый результат. Может и далее она будет милостива, мы ведь ее очень обожаем, что же может ей помешать в ответном чувстве к нам? Мы уже и по дому соскучились, и в Салехарде нас ждут. В общем, будь добра к нам Матушка-Природа, мы обещаем тебе больше не дерзить и в такие дебри не забираться. Будем спокойненько сидеть дома, слушаться своих родителей и жен, и вообще не будем отходить от телевизора дальше дивана, только, пожалуйста, не сердись больше на нас.»

«Вахта №7. Хамит. 18:00-21:00, 07.08.2018 года.
Температура за бортом 20 градусов, в салоне 21 градус, скорость катера 12-14 км/час, скорость течения реки 3 км/час, штиль, собирается гроза.»
8uu6rs-4mi.jpg

дядя Косяк

Отправлено 29 August 2018 - 03:43 PM

Петролеум-сити.


5 августа 2018, Сургут.
В Сургут, столицу западно-сибирских нефтяников, мы прибыли в 12:00 по судовому времени и, следуя за лоцманским катером, вошли в акваторию прекрасно оборудованной лодочной станции.
8uqgpi-ddh.jpg

Вокруг пришвартованы шикарные яхты и наше суденышко на их фоне, выглядит бледновато, но вполне себе задиристо.
8uqgph-f6.jpg

Отзвонились Александру, пообещавшему быть с минуты на минуту, пока ждали его, разгрузили катер от накопившегося мусора и наконец-то протерли стекла каюты. Речная вода содержит обильное количество нерастворимых осадков и брызги, высыхая, оставляют разводы, что ухудшает нам видимость и осложняет фотографирование интересных объектов. Саша устроил нам великолепную экскурсию по Сургуту.
8uu652-z1c.jpg

Сказать, что город, выстроенный на болоте, нас впечатлил, значит не сказать ничего. Этот город строили люди, которые хотели, чтобы в нем жили не только они сами, но и их дети, внуки, правнуки. Таких, с любовью ухоженных городов, встречать не доводилось.
8uu652-a80.jpg

А самое главное, у нас создалось убеждение, что люди, живущие в этом городе, его любят, холят и лелеют.
8uu654-qqm.jpg

Возможно и здесь есть свои «шанхайчики», но мы их не заметили, хотя глаз у нас цепкий.
8uu654-jk3.jpg

Особенно меня впечатлил фрагмент на памятнике нефтяникам, изображающий водителя с колесом, возможно, УРАЛовским. Именно труд водителей в этих бескрайних топях показался мне наиболее тяжелым и опасным.
8uu653-9wq.jpg

Саша, сам активный джипер и путешественник, хорошо знал, что нужно путникам – пополнить запасы топлива
8uu64z-35y.jpg

...и провизии,
8uu656-eek.jpg

...ну, и конечно, баня. Заехали на заправку,
8uu651-zg4.jpg

...в ближайшую «Ленту» и посетили баню. И вот, мы, уже сверкающие аки царские червонцы, находимся на пирсе лодочной станции и раздаем интервью местным СМИ.
8uu656-ypt.jpg

Не знаю, где уж они про нас узнают, но никогда в жизни не испытывал к собственной персоне столько внимания. Признаюсь, сначала это интересно, но после того, как 2-3 раза повторишь одни и те же слова, начинает надоедать. Представляю каково приходится публичным людям. Обменявшись сувенирами и крепко обнявшись с новыми друзьями тронулись в дальнейший путь. Прошли под легендарными сургутскими мостами.
8uu659-ruq.jpg

По слухам, пролет автомобильного моста - самый большой в Европе.
8uu65a-a93.jpg

Впереди нас ждал город Ханты-Мансийск, столица одноименного автономного округа или, как его еще называют, столица Югры. Погода вновь сменила гнев на милость и наш крейсер уверенно рассекал гладь реки со скоростью 10-13 км/час.
8uu6rt-h5u.jpg

Когда пришло время моей вахты, слегка оторопел от ширины реки. Фарватерные створы и бакены были едва различимы на горизонте. Благо рядом находился ПИМ, который за время своей вахты приобрел некоторые навыки ориентирования на такой широкой реке, сплошь усеянной островами и протоками. Обычно, быстро освоившись с обстановкой, я отправлял ПИМа отдыхать – какой смысл в борьбе со сном вдвоем? Но здесь было как-то жутковато оставаться один на один с рекой. Потихоньку все же освоился и отправил, клевавшего носом, подвахтенного спать. Из-за кромки леса вынырнули огни встречного судна. В основном нам встречались баржи, мы их легко идентифицировали и расходились с ними. Это же была не баржа и вела себя странновато. Я пытался разойтись с ней левыми бортами, дав отмашку фонариком, но с судна продолжали беспокойно сигнализировать. Взял градусов 30 правее, все одно, такое ощущение, что корабль идет мне наперерез. В бинокль даже в темноте отчетливо вижу: большой корабль. Моргнул фарами, все одно, продолжает недовольно сверкать глазами. Тяну штурвал до предела на себя, катер послушно разворачивается поперек фарватера. Кое-как расходимся. Только пытаюсь вернуться на край судового хода, утыкаюсь в мель, поросшую редкими кустами ивняка. Навигатор показывает нулевую скорость. Экипаж проснулся, но паники никакой уже нет – попривыкли. Во время ночных переходов редкая вахта обходилась без посадки на мель. С веслом выхожу на носовую палубу, Олег – на корму. Вдвоем неспешно выталкиваем катер на чистую воду, не забывая при этом любоваться красотою ночной реки. По-видимому, мы растревожили какую-то колонию пернатых. Миллионы птиц поднялись в воздух, устроив такой гвалт, что мы с Олегом не слышим друг друга. На свет наших прожекторов из воды стали выскакивать стаи рыбок, и вода из мутной превратилась в серебристую, словно дождь, идущий из глубины реки обратно в небо. Потрясающее зрелище. Время было уже около трех часов ночи, передал вахту Олегу, посидел с ним часик и, когда забрезжил рассвет, отправился спать. Позади был день полный эмоций, а впереди Ханты-Мансийск, где предстоит встреча с новыми друзьями и нужно набраться сил. Думаю, что квелые и сонные мы никому не интересны, поэтому будем демонстрировать слабоумие и отвагу.
После Сургута река стала более промышленной, что ли…
8uu65e-ow3.jpg

Повсюду разбросаны линии ЛЭП,
8uu65d-q3j.jpg

...земснаряды извлекают миллионы тонн инертных материалов из речных глубин,
8uu65e-jb2.jpg

...снуют скоростные суда.
8uu65g-inv.jpg

А уж переходы ЛЭП через реку – это то еще зрелище, отдельные мачты легко соперничают с известной Эйфелевой.
8uu65a-u5t.jpg

Частокол опор высоковольтных линий словно немое свидетельство титанических усилий народа по возведению этой инфраструктуры в местах, где и земли-то по сути нет, а одно сплошное болото и торфяники. Прямого воздействия промышленных объектов на реку пока не обнаружено, река продолжает впечатлять чистыми берегами. По всему заметно, что вопросам экологии недропользователи придают первостепенное значение. Забегая вперед, скажу, что единственном местом, которое слегка заставило нас поморщить носики - это отсыпка строительным мусором береговой линии.
8uu6s0-pci.jpg

Просмотр темы полностью (откроется в новом окне)