Подведем некоторые технические подробности которые наверняка будут полезны нашим последователям.
Точки маршрута:
Ташанта - Цагааннуур - оз.Уурэг - Улаангом - Наранбулаг - оз.Хяргас - Сонгино - Тудэвтей - Харбоом (р.Тэс) - Цэцэрлэг - Бурэнтогтох - Мурен - Хатгал - оз.Хубсгул - Хатгал - Мурен - Тосонцэнгэл - Их-Уул - Хутаг-Ундэр (р.Селенга) - Уран уул - Булган - Эрдэнэт - р.Орхон - Сайхан - Хонгор - Баянгол - Борнуур - Баянчандмань - Улан-Батор - Найлах - мемориал Чингисхана - Найлах - Улан-Батор - Баянцогтын - Лун - Рашаант - Арвайхээр - Нарйнтээл -Ульзийт - Баянхонгор - Бумбергэр - Бууцагаан - Хурээмарал - Гуулин - Алтай - Дарви - Зэрэг - оз.Хар-Ус - Ховд - оз.Тобло - Ульгий - Цагааннуур - Ташанта
Нитка маршрута.
Дороги
Дороги в Монголии пока что плохие. Чаще всего это просто направление в долине, степи или пустыне.
На перевалах, мостах или других природных препятствиях они сходятся, а затем вновь разбегаются по удобным для себя направлениям. В тех местах, где траффик более менее приличный, в обязательном порядке присутствует жесточайшая гребенка. Машину трясет так, что иногда останавливаешься и задаешься вопросом: черт побери, да как же вообще здесь можно ехать?
Вместе с тем дорожное строительство ведется активными темпами, в основном китайцами и в скором времени, если Китай не захлестнет кризис, они закольцуют асфальтовой дорогой всю Монголию.
Из 4000 пройденных километров около 1000 - это уже первоклассный хай-вэй. Благодаря этому мы прошли запланированный маршрут на три дня раньше намеченного срока.
Заправки.
Запасаться дополнительным топливом для путешествия по Монголии на автомобиле стоит лишь в том случае, если есть желание сэкономить. Бензин есть везде, даже там где его и не ожидаешь. Правда почти вдвое дороже, чем у нас. Более того, самыми распространенными объектами в Монголии, на мой взгляд, являются заправки, шиномонтажки и банки. Если в деревне 10 домов, то обязательно будут три заправки, столько же банков и как минимум две шиномонтажки. Заправиться можно любым типом топлива от дизеля до 95го. Во многих центрах аймаков есть газовые заправки. Но если вы хотите заправляться газом следует иметь с собой переходник с азиатского заправочного штуцера(или как он там называется) на европейский. Пистолет под наши штуцера был только на одной заправке, да и то заправщица не умела им пользоваться, пришлось самим заправлять. На заправках "МТ" нас ни разу не обвешивали, на других казусы случались.
Продукты и вода.
В таком длительном путешествии как наше, без подпитки продуктами не обойтись. В магазинах по сути есть все и они мало чем отличаются от наших, в том числе и по цене.
С чистой питьевой водой могут возникать проблемы. Не везде ей можно запастись. Следует иметь в виду, что в Монголии присутствует совершенно свободный выпас домашнего скота и скот пасется везде. Найти стоянку, которая не была бы усыпана удобрениями, практически невозможно. По крайней мере нам это не удавалось, но мы к этому особо и не стремились. А раз скота много, значит он в обилии заходит в воду и там же справляет естественные надобности. Поэтому пить воду, даже из самых чистых рек в Монголии я бы поостерегся. Лишнего запаса воды в Монголии не бывает. Мы постоянно везли с собой около 100 литров. Для питья использовали только воду, взятую с собой из России или же купленную в магазинах. Для технических нужд - дождевую воду, воду из Хубсгула, а так же иногда удавалось в деревнях заправиться артезианской водой. Вода в этих скважинах вкусная и пить ее мы не боялись.
Мясо в большинстве своем мы покупали на базарах. Брали заднюю часть барашка. Один раз покупали говядину и верблюжатину. Мясо очень вкусное, средняя цена 200 рублей за кг. Рыбу ловили только на Хубсгуле. Хариус, ленок, налим, окунь. Рыба чистая, жирная, вкусная. Пиво пить можно, по цене как наше. Водка говорят дорогая и невкусная. Своих запасов хватило, экономили. Последние граммы выпили на стоянке в Чибите.
Монголы.
О дружелюбности монголов ходят легенды. Но когда с этим сталкиваешься лично, это конечно же впечатляет. За все время пути мы достаточно часто сталкивались с монголами и ни разу я не встретил на себе злобного взгляда. Взгляд монгола - это всегда приветливый взгляд. Они очень любят фотографироваться и если их попросишь, с готовностью позируют. Монгольские девушки очень привязаны к косметике и любят наводить на себя лоск. В пустынных северных районах каждый встречный приветствует тебя. Видимо генетически заложено, что в таком разряженном людьми мире путник рад каждой встрече. Вместе с тем монголы очень неприхотливый и практичный народ, что в общем-то естественно. Выживать в таких условиях может только весьма шустрый человек. Как сказал Булыч, монголу рот открывать некогда, только рот открыл вода высохла.
Природа.
Природные ландшафты сменяются очень часто и действительно, по Монголии едешь словно очарованный странник.
При этом ощущение суровости климата не покидает вас ни на минуту. Если это солнце, то обжигающее, словно паяльная лампа. Если ветер, то рвущий палатку на клочья. Если холод, то до мозга костей.
Особенно суровость климата мы ощущали по лицам встречных мотоциклистов. Едет эдакий мотоциклист, лицо чернее кирзового сапога, везет двух пассажиров и еще пару баранов норовит поперек седла положить. В Монголии много национальных парков. Но мы, к сожалению, из-за нехватки времени не могли себе позволить прокладывать маршрут именно через них, а придерживались кратчайшего пути. На мой взгляд ошибкой монголов является то, что в своей истории они в меньшей степени обращают внимание на доисторический период, скажем так палеонтологическо-ефремовский, а больше внимания уделяют чингисхановскому периоду. Каких-то документальных свидетельств существования великой империи монголов нам увидеть не довелось, а вот палеонтологическое прошлое у Монголии было богатое. Есть ощущение, что это прошлое монголы не берегут и даже думаю, что утратили. По крайней мере музей естественной истории в Улаан-Баторе находится в самом плачевном состоянии.
Техника
Мы путешествовали на трех Патриотах. Два из них с пробегами около 80 тысяч и один практически новый. Куплен после нового года, пробег на момент выезда около 20 тыс км. Средний расход топлива на новом Патриоте 10 литров, Патриот Спорт - 11 литров на сотню, на новосибирской стояли колеса увеличенного размера и гружённый багажник, что сказалось увеличением расхода на пару литров. Из поломок: на новосибирской машине отвалилась петля капота и левая ласта заднего бампера Также периодически раскручивался болт крепления тяги Панара к переднему мосту. Раза три подтягивали. На машине Олега в пустыне Гоби пропала зарядка, оторвался проводок возбуждения генератора, что при такой тряске и не мудрено. На новом Патриоте неисправностей не было, если не считать запотевшей после дождя, а затем покрывшейся пылью правой фары.Особых требований к резине Монголия не предъявляет. Мы прошли её на резине от штатной Камы 221, до М/т. Ни одного прокола не было. У меня сложилось мнение, что достаточно штатной резины плюс кинуть в багажник цепи. После дождей, отдельные участки дорог могут быть труднопроходимыми. Следов шоферских трагедий,усеянных обрывками тросов, встречалось нам не мало. Все салоны обильно пропитались пылью. Думаю, что в таких условиях пылью пропитается любой автомобиль, поскольку пыль в Монголии просто волшебная, всюдупроникающая.Средняя скорость по Монголии составила около 40км/час.
Считаю, что прошедшая экспедиция является неоспоримым доказательством того, что детища Ульяновского автозавода является надежными и экономичными экспедиционным автомобилями. Добавлю, что не смотря на засилье японского автопрома в Монголии достаточно часто встречаются автомобили российских марок такие как ЗИЛ, УАЗ, ПАЗ. Несколько раз встречались и Нивы.
Монгольские трофеи
Наверняка я многое упустил в своем отчете, очень уж насыщенное впечатлениями получилось путешествие. Надеюсь, что мои спутники дополнят меня как фотографиями, так и жизнеописаниями.