Рано утром 7го августа мы оказались у ворот погранперехода и, после не слишком томительного ожидания, оказались на Российском пограничном пункте. Каких-либо проблем с переходом не было. Обычный паспортный контроль, досмотр личных вещей и автомобиля. Все это в неспешном, рабочем порядке, без излишнего служебного рвения со стороны пограничников. На все про все ушел примерно час. За нами захлопнулись ворота таможенного поста и мы оказались на нейтральной территории. 20 км нельзя останавливаться и выходить из машины. Прибыли на Монгольский погранпереход.
Здесь с нас сразу же взяли некую денежку (100 рублей с машины) якобы за дезобработку автомобиля (монгол из Керхера оросил колеса наших машин) и вот мы уже на таможне. Процедура повторилась с точностью один в один, что и на российской таможне, правда здесь пришлось заполнить еще и миграционные карточки. А водителям дали еще какие-то бумажки на ТС. Поскольку я значился штурманом в экипаже у Олега, вся бумажная тягомотина на погранпереходах, что туда, что обратно, обошла меня стороной. Моя функция заключалась лишь сунуть блюстителю порядка свой загранпаспорт. Примерно в течение часа прошли и монгольскую границу.
При выезде с таможни водители оформили страховки и заботливый монгол опять же стряс с нас некую денежку. Должен сказать, что на все время путешествия нами был установлен такой порядок движения: первая машина Альберт с Николаем, вторая - Булыч с Петром Ивановичем, и замыкали я с Олегом. При таком порядке следования, разумеется все дорожные поборы приходилось оплачивать первой машине, что в общем то и правильно. Новосибирск - город большой и люди там побогаче, чем в Бийске.
А дальше нас ждала страна Монголия.
Первые же шаги по ней были наполнены эмоциями следующего содержания - да как же они, сволочи, здесь ездят? И вторая последовавшая мысль - если вся дорога будет такой, то наши автомобили развалятся не доехав до первого города.
В общем эмоции захлестывали и передать все монгольские страдания словами сложно. Поэтому давайте поступим таким образом. По мере возможности, в пути во время привалов, а иногда, если позволяла дорога, я делал небольшие заметки. Предлагаю теперь эти заметки цитировать и, в случае необходимости, делать небольшие расшифровки. Иначе у меня ощущение, что отчет мы никогда и не напишем.
Итак День 1. 7е августа.
"Ташанта.
Три огромных, рыжих датчанина спят в крохотной микролитражной Шкоде.
Таможня. 1 час РФ - 1 час Монголия.
Помыли колеса 100 рублей. Поменяли доллары на тугрики. 1 доллар - 1980 тугриков. Бензина полные баки. Плюс 60 литров в каждой машине.
Знакомство с Мартином. Побег от голландцев.
Монголы. Разделка туши барана. Выпито 4,5 литра водки и неизвестное количество пива. Эйфория всеобщая. Виды потрясающие."
По всей видимости запись делалась на утро после первой ночевки и потому такая немногословная. Между тем, первый день в Монголии выдался весьма насыщенным и, пожалуй, стоит немного о нем рассказать.
Первый поселок на пути нашего следования Цаган-нуур. Здесь основная масса путешественников следует прямо - до центра Баян-ульгийского аймака монгольского города Ульгий. Мы же с основной трассы здесь свернули налево в горы. Жаль. Только только начался асфальт. Но наш маршрут направлен в сторону города Улангом.
Пока двигались по ущелью практически от каждой юрты в сторону машины стартовали ребятишки. Для них мы предусмотрительно припасли разных гостинцев. В основном конфеты, печенье, фрукты. Справедливости ради отметим, что подобное наблюдалось лишь в западной Монголии. У детишек в других местах Монголии наш обоз подобного острого интереса не вызывал. Очень скоро дорога вышла из ущелья и пошла по каменистой пустыне. Такого количества гравия я в жизни не видал!
Местами эту каменистую пустыню пересекали небольшие реки.
Перед очередной рекой нас нагнал мотоциклист.
Вот с ним-то при форсировании очередной речки случилась беда.
Сначала он забуксовал на гравийном подъеме, мы с Олегом вовремя подоспели и вытолкали его на берег, предотвратив падение в воду. Он что-то пробормотал, толи по английски, толи по итальянски, что-то типа "грацио, сеньоры" и поехал дальше. А мы решили остановиться на обед. Наша машина и новосибирцы выбрали подходящее деревце, чтобы пообедать в его тени. Жара была 36 градусов. Солнце жгло словно паяльная лампа. Экипаж же Булыча что-то задерживался. Ждали мы ждали (провизия-то вся у них) и пошли выяснять в чем дело. Нашим глазам открылась вот такая картина
При переходе через брод, мотоцикл хапанул водички и, разумеется, заглох. Булыч рассказывает: "Только хотели свернуть за вами, глядим, мотоциклист с мотоциклом в реке стоит. Сначала мы подумали, что он его решил помыть. Потом засомневались, что-то слишком долго стоит. Разделись, перешли к нему. Оказалось он из последних сил держит мотоцикл, чтобы тот не упал в воду."
Было ясно, что моцик (БМВ) серьезно и надолго заболел бронхитом. Поэтому мы помаячили мотоциклисту, что спешить теперь некуда, пошли обедать.
После обеда занялись ремонтом техники вероятного противника.
Основной сложностью оказалось отсутствие свечного ключа. Колодец глубокий, свечка на 14, а ЗИП, который принес горемотоциклист оказался вовсе и не ЗИПом, а так, набор мелких шестигранников и имбусовых ключей. Ключ пришлось изготовить самостоятельно с помощью напильника, топора, молотка, длинной головки и Петра Ивановича. Видать, технический директор он и в Африке технический. В общем 4 часа возни и мотоцикл завелся. Счастье на лице нашего, уже друга, было неописуемым. Представим его: Мартин, житель Борно(Чехословакия). На момент встречи с нами он уже проехал Турцию, Иран, Туркмению, Казахстан, Россию и надо же такому случиться на первом же броде в Монголии, попал в такую катавасию. Нам повезло, Мартин с горем пополам, но мог говорить по-русски. Так вот, после чудесного исцеления своего железного коня, он заявил: "я хочу ехать с вами!", ну а нам то что, езжай! В это время у брода показались те две машинки, которые цепляя пузом асфальт, ехали еще по России и которых мы обогнали перед самой таможней. Это были машины сумасшедших из Монгол-ралли. Как они будут преодолевать брод было совсем не ясно, а мы и так уже застряли на этой реке на пять часов, поэтому быстро позаскакивали в свои автомобили, Мартин завел мотоцикл и мы рванули дальше.
На первую в Монголии ночевку встали на берегу замечательного озера Уурэг-Нуур. Чистейшая, теплая и практически пресная вода, чистый берег. Что еще нужно усталому от дневных эмоций пилигриму.
Сколько было поднято тостов за чехословацко-российскую дружбу ведает, наверное, лишь один Будда.
Мартин с увлечением рассказывает о своих дорожных впечатлениях. Вы...эти..кулесники.. Мы делаем непонимающий вид. Тогда он прикладывает руки к голове показывает оленьи рога. Мы восклицаем: Олени? ноу, ноу! Эти..которые в цирке.. Я догадываюсь: кудесники? да, да, кудесники! - радостно поддакивает Мартин.
Утром 8го августа мы все с удовольствием накупались в озере, сытно позавтракали еще домашними запасами. Как выяснилось, Мартина в Иркутске будут поджидать друзья, которые не захотели ехать по Монголии и отправились по России. Мы же объяснили Мартину, что планируем заехать еще на Хубс-гул и там пробыть два-три дня. В общем, дали ему инструкцию по пересечению бродов, которая состояла из двух пунктов:
1. любой брод сначала проходить пешком.
2. Если брод глубокий, то вручную перенести все вещи на другой берег и уже налегке пересекать реку.
И проводили в путь дорогу. Забегая вперёд скажу что домой он добрался благополучно.
Здесь же мы впервые столкнулись с коренными жителями. Приезжали два монгола. Мы угостили их чаем и помидорами. Было заметно, что уж очень хочется им зеленого змия отведать. Но мы все, уже наученные горьким опытом общения с аборигенами, знали, что наливать водку им ни в коем случае нельзя. Поэтому водка и стаканы были заранее попрятаны при их приближении, а наша скромная пища по-видимому их особо не привлекала. Посидели посидели, да и уехали восвояси на своем мотоцикле.