Перейти к содержимому


Фотография

УАЗБУКа на Алтае 2017


12 ответов в этой теме

#1 Lisen4eg

Lisen4eg

    Лесной житель

  • Administrators
  • 691 сообщений
  • LocationБийскбург

Опубликовано 28 August 2017 - 04:09 PM

Пролог


Их оставалось всего 12 экипажей из некогда мощной армии УАЗоводов.
Размещенное изображение

В неравных боях с бесчисленными полчищами императора Джапана и потомками ордена тамплиеров пали великие воины Клиренса и Лебедки. Часть из них попала в цепкие лапы четырехпалого Дивана, злой колдуньи Клавы и обольстителя Монитора. И вот только три десятка выживших встали плечом к плечу на перевале Чике-Таман под предводительством Бронзового Шкворня и Серого Сёгана.
Размещенное изображение

Вожаки придирчиво оглядели свое поредевшее воинство, Шкворень пробормотал свою "Алла берсе" и направил боевого коня в узкую лощину. За ним последовали остальные...
Впереди их ждали синие-синие горы в белоснежных шапках, чистые как девичьи слезы реки и озера, бескрайние равнины, тропинки, пробитые в могучих скалах и многое другое, от предстоящей встречи с которым, сладко щемило сердце, руки прочней сжимали уздечку, а ноги плотнее погружались в стремена...
Размещенное изображение

Предыстория



"Все интересное начинается там,
где заканчивается асфальт."


История путешествия, которую хочу вам рассказать, началась достаточно давно - в 2011 году. Дернул нас: меня и штурмана, чёрт скататься за камень в стольный град на День Рождения замечательного форума УАЗБУКа. Там мы обросли разного рода друзьями с сомнительной репутацией. Один из них под ником «Сёган», при встрече со мной произнес пророческую фразу: «Это тот самый Хасан?». «Что в ней пророческого?» - спросите вы. А пророческой в ней была интонация, и фраза слышалась примерно так: «Это тот самый авантюрист с Алтая?». Тогда он еще не знал в какие дебри мы его заведем. В 2016 году мы вновь очутились в подмосковном лесу, где будучи слегка придавленными зеленым змием, я произнес ключевую фразу:
- «Друзья мои, мы с Булычем уже дважды побывали у вас в гостях, теперь очередь за вами.»
Размещенное изображение

Все знают, что времена сейчас трудные: позовешь с пьяных глаз друзей в гости - они и припрутся. Хорошо хоть телеграмму шлют предварительно.

Часть первая. Встреча.


Караван наших гостей растянулся. Кто-то стартовал 29 июля, кто-то из Ярославля, кто-то из Екатеринбурга. С первых чисел августа на мой телефон периодически раздавались звонки с переговорами примерно такого содержания:
- Здравствуйте, это Хасан?
- Да, он самый.
- Это Пётр звонит, который медведь, тот самый из Ярославля.»
(При этих словах вспоминаю того самого медведя из Ярославля):
Размещенное изображение

- Наши уже в Ишиме, буду их догонять.
- Ладно, догоняй – благословляю я. А сам думаю, что за Пётр, кого он собрался догонять?
Первым во дворе, по адресу Дальняя, 66, появился экипаж Марадонны. Люди моего поколения много слышали о взрыве нейтронной бомбы, дескать она оставляет все целым, а поражает лишь человека. Так вот, этот экипаж ворвался в нашу жизнь словно взрыв нейтронной бомбы, и сразил нас наповал позитивной энергией, которую излучал каждый член экипажа. Глаза у всех горели жаждой приключений, и даже маленький Матвей, не успел приехать, гляжу, уже в перчатках тягает металлическую стружку, которой навалом у нас во дворе. Приезд основной группы ожидался лишь через сутки, и было ясно - если эту неудержимую энергию не направить в мирное русло, за сутки они растащат наше производство буквально по винтику. Поэтому, недолго думая, напоили гостей чаем, разложили на столе карту Горного Алтая и нарисовали небольшой кольцевой маршрут с бездорожьем, бродами, горами и равнинами. Пройдут – хорошо, а не пройдут - так это вовсе и не наши люди. С утра 5 августа стали подтягиваться и другие экипажи. Некоторых знал лично - по поездкам в Москву и было особенно приятно увидеться вновь. Таким был экипаж буханки: Саша, Валя и две овчарки. Валя по-прежнему очаровательно улыбчива и позитивна, Александр – серьезен и харизматичен. Редкая по красоте пара. А какие песни у костра под гитару они нам пели…
Размещенное изображение

Остальные экипажи мне были незнакомы, но оглядывая их, сразу же оценивал – молодые, сильные, красивые, приятные. Путешествие еще не началось, а уже мне нравилось.
Размещенное изображение

Парни здоровые - есть кому машины потолкать, девушки красивые, как говаривал старшина Васков - есть на что приятно посмотреть.
Обычно, гостей я приглашаю к себе домой, зря что ли дом о двух этажах и трех туалетах строил. Но в этот раз гостей ожидалось много, и было решено разместить всех прибывающих в бывшем пионерском лагере «Республика Гайдара», которая находится практически в черте города. Только развел костер под казаном, как раздался звонок - звонит Коля, который ЗверЬ, – «мы миновали Троицкое». А это значит, до Бийска осталось всего 50 километров, надо ехать встречать лично – это ведь та самая головная группа автопробега, а не какая-то там самозванка антилопа-гну. Три экипажа – Сергей с Игорем на Хантере, Слава и Коля с семьями на УАЗ Пикап и, к моему великому сожалению, изделии забугорного автопрома – Ниссан Патруле. Этот «НисРан», как я его сразу же окрестил, видимо, почуял во мне классового врага и чуть не навредил, но об этом позже, а сейчас скажу, что большую часть встречаемых знал раньше, и, разумеется, встреча была теплой и радостной, какой бывает только встреча старых заклятых друзей.
Размещенное изображение

Размещенное изображение


Таким образом, 5 августа в 9 часов вечера вся команда оказалась в сборе. Вот ее состав:
Размещенное изображение

Тянуть резину не стали, обменялись подарками – мы им плов с арбузом, они нам грамоты с кружками.
Размещенное изображение

Эти москвичи-негодяи умеют угодить. Вкратце рассказал порядок следования, еще раз ознакомил с маршрутом. Назначили время старта на 9 часов утра, поздновато, конечно, но дали гостям слегка отоспаться, да и признаемся, сами еще не были готовы к старту.
Вот фотография, сделанная в 8 часов утра накануне старта, через час отправляться, а шмурдяк еще валяется на земле.
Размещенное изображение

Мне нередко приходиться встречать и сопровождать по Алтаю наших друзей-путешественников со всех уголков страны, поэтому прекрасно понимал все мы разные, с разным ритмом жизни. Если мы не сможем подчиниться какому-то общему ритму, то вместо положительных эмоций получим сплошную нервотрепку. Позволю здесь поделиться опытом того, как не допускать лишней нервотрепки и пройти всю намеченную программу. План экспедиции мы основали на трех постулатах:
1. Навигаторы есть в каждом экипаже.
2. Навигатор всегда приводит в намеченную точку.
3. Каждый экипаж есть самодостаточная единица и все решения принимает сам. Никто никого не ждет, встречаемся в контрольных точках.
Опираясь на эти постулаты, составили план маршрута с указанием координат контрольных точек и времени старта.
Размещенное изображение

Такая схема считаю, что полностью себя оправдала. Мы периодически кого-то теряли, но зато мы никого не ждали, ни на заправках, ни в магазинах, ни во время утреннего старта и ни где бы еще то ни было. Разумеется, в труднодоступных местах мы были единым целым и о том, что кого-то оставить в беде одного и речи быть не могло.

Часть вторая. День первый, 6 августа.


За первый день планировали пройти от Бийска 367 километров до слияния рек Катуни и Чуи. Что могу сказать по поводу этого дня? Смотрите фотографии, завидуйте. К сожалению, фотографии и даже видео не дают полной картины окружавшего нас великолепия, но все же...
Размещенное изображениеРазмещенное изображениеРазмещенное изображение

Было заметно, что у всех в группе глаза горят от восторга и со всех сторон слышаться вопросы: «Хасан, а что будет дальше? А что будет завтра?»
- Друзья мои, - отвечал я им с ухмылкой, - что будет завтра и сам не знаю, потому как сам не бывал там.

Оно и правильно, зачем ехать туда, где уже бывал, когда вокруг еще столько нехожено-неезжено. Здесь же, на стрелке Чуи и Катуни, желая поставить своего Патриота в более удобное для лагеря положение испытал первый шок техногенного характера, в режиме 4х2 машина зарылась в песок и только после длительных манипуляций с хабами и шайбой переключения режимов РК удалось стронуть машину с места. Засыпал в своей одноместной палатке с чувством тревоги, поскольку впереди были места, куда нормальные люди ездят только на грузовиках повышенной проходимости или, на худой конец, на подготовленных внедорожниках. Но где же их взять то, нормальных, взамен безбашенных УАЗоводов? А к тому же, как говаривала моя давняя знакомая, с худым концом здесь делать нечего.

Часть третья. День второй, 7 августа.


Утром второго дня с довольной улыбкой садиста наблюдал за судорожными сборами всех экипажей. Москвичи, мать вашу, с ехидцей думалось мне, привыкли к комфорту и здесь не хотят с ним расставаться. Ничего, Алтай обтешет, по незнанию надеялся я. Зря надеялся. До самого завершения экспедиции чипсы, мороженое и бутылка свежего пива наш лагерь не покидали.
Сколько времени у нас уходит на постановку лагеря меня как-то мало волновало, вся ночь впереди, а вот утренние сборы слегка напрягали. Поднимались мы обычно в 7 утра, а старт назначали на 9 часов. Казалось бы, двух часов должно с лихвой хватать на гигиену, завтрак и сбор пожитков. Не хватало. Не было ни одного дня, когда бы после старта в лагере не оставались экипажи, продолжавшие смаковать утренний кофе. Справедливости ради, отмечу, проходило совсем немного времени и отставшие экипажи начинали мелькать в зеркалах заднего вида, благо, дорога извилистая, скорость неспешная, а кофий не бесконечен.
А между тем, тонкая нить дороги, вгрызаясь в гранитные массивы, все дальше и дальше уводила нас от цивилизации…
Размещенное изображение
… и вот уже снежные шапки остроконечных гор предлагают померяться с ними силою.
Размещенное изображение
Что ж, мы не из робких, мы могём. Вот и Кош-Агач,
Размещенное изображение
Размещенное изображение
…самый приграничный район Горного Алтая, поэтому скажу о нем несколько слов.
Размещенное изображение
Район приравнен к районам Крайнего Севера, что и не удивительно: вечная мерзлота, высокогорье, резко континентальный климат, резче некуда, морозы за минус пятьдесят делают жизнь в этих краях, мягко говоря, экстремальной. Население живет, в основном, за счет скота и контрабанды с соседней Монголией. Если вы, вдруг решите стать жителем этого удаленного района, то Сбербанк России выдаст вам кредит без особых претензий на возврат. Видимо, так выражается поддержка государством местного населения. Чтобы держать границу на замке нужны или мощные погранотряды, что очень дорого, или же вести вдоль границы хозяйственную деятельность, что и делают в этих местах местные, преимущественно казахи. Государство щедро раздает им субсидии в виде кредитов, чтобы те не разбежались, а аборигены в ответ пасут вдоль границы скот, образуя естественную охранную зону. Попробуйте загоните свой скот на пастбище уже занятое другим кочевником. Так что, кто желает дармовых кредитов – welcome to Кош-Агач. К точке привала на обед прибыли не все - выбыли Тойота и Форд Гибрид. Погоревали над потерями, озвучили план дальнейшего перехода и тронулись в путь.
Размещенное изображение
Размещенное изображение
Конечной точкой нашего маршрута на сегодняшний день значилось озеро Укок на одноименном плато. Забегая вперед, скажу - до точки мы не дошли ни сегодня, а большая часть нашей группы не дошла и вовсе. Тому было несколько веских причин, но давайте обо всем по порядку.
Кош-Агач был последним пунктом, где мы могли пополнить запасы бензина и продовольствия. Дальше лежала земля «terra incognito» в прямом смысле этого слова. Никто из членов экспедиции там не бывал. Заправили под горловину все баки, посетили местный базар и магазины. Здесь же в Кош-Агаче у одного из наших друзей оставили Реношку наших шрайбикусов, тащить ее на Укок было бы полным безумием. Помолясь, тронулись в путь. Вот уже несколько лет, как для посещения плато Укок не требуется пропусков, а нужно лишь отмечаться на погранзаставах и не забредать в пятикилометровую зону.
Размещенное изображение
Размещенное изображение

Вкупе с отменой виз в Монголию очень хорошее начинание. Многие годы мы обходили Укок стороной именно из-за необходимости бумажной волокиты. Зато теперь поездка была первобытными впечатлениями. Из роликов на YouTube, отчетов побывавших, мы знали – дорога на плато ведет через Джумалинские ключи и перевал Теплый Ключ (на снимке этот маршрут обозначен голубой ленточкой).
Размещенное изображение
Мало кто знает, что есть еще одна дорога – старая, которая выходит к заброшенному вольфрамомолибденовому Колгутинскому руднику (на снимке она обозначена серой лентой). В этой поездке мы прошли обоими маршрутами. Есть еще один способ попасть на плато Укок - проехав деревню Джазатор и форсировав вброд одноименную реку. Но этот маршрут преимущественно для подготовленных автомобилей.
Вид на рудник с Колгутинского перевала.
Размещенное изображение
Ниже фотографии, сделанные из разных машин при следовании на перевал и по нему.
Размещенное изображение
Размещенное изображение
Размещенное изображение
«И это они называют дорогой?»
http://photoshare.ru...5/8bunpt-mo.jpg
http://photoshare.ru.../8brdk1-9i4.jpg
Вот на эту дорогу и повел я за собой оставшиеся 8 машин с отважными экипажами. Те, кто прошел этот путь с нами, знают не отважным на этой дороге делать нечего. Первые же несколько сотен метров пути мой Патриот жалобно начал откликаться на жесткие удары валунами по элементам подвески. Вдобавок к этому, желанная в этот момент надпись «4L» на щитке приборов упорно не желала загораться, а предательски застыла в положении «4H». Панически работая педалью сцепления, я вел машину в направлении горы. Было ясно, на нее придется взбираться. Понятно, что оптимальную скорость движения поддерживать не удавалось и после каждого очередного скачка на валун машина жалобно стучала всеми своими мостами. Супруга-штурман взирала на это безобразие с вытаращенными от страха глазами, и только дети на заднем сидении весело хохотали всякий раз, когда машина вдруг вставала на дыбы. Вот он, долгожданный экстрим. Пока ехали по асфальту, они мне весь мозг вынесли вопросами: «Когда же будет обещанное полное бездорожье?»
Между тем, и без того плохая дорога (язык не поворачивается назвать это дорогой, просто след от того, что здесь что-то ехало), становилась еще хуже, а ко мне приходило осознание того, что дальше лучше не будет. Навигатор показывал отметку 2 600 метров над уровнем мирового океана. А предстояло подняться на 3 200 метров за каких-то несколько километров пути. Это означало, что придется лезть почти вертикально вверх. Без понижайки, да еще по таким валунам – задача вряд ли выполнимая. Начал присматривать место, где бы наш караван смог развернуться. Глазеть по сторонам на такой дороге никак нельзя, и дорога мне об этом напомнила почти сразу громким ударом по заднему мосту. Машина резко затормозилась. Всё, приехали, позор, не успели выехать на бездорожье и бесславный конец экспедиции – успело пронестись в голове. Машина, между тем, продолжала движение сама по себе (ногу то с педали газа я убрал) и бодренько взбиралась на очередной валун. Неужто прямиком в Шамбалу попали – чудеса! Тут глаз коснулся щитка приборов и увидел желанный зеленый глазок «4L». Надо же, от удара понижайка включилась сама. Не силен в молодежном сленге и значение слова «лафа» никогда полностью не понимал, но вот тут понял наконец – то состояние, в которое погрузился после появления понижайки, можно описать только предложением «Наступила полная, окончательная, бесповоротная, восхитительная ЛАФА.» Вторая пониженная, и машина, кажется, сама ползет круто вверх по этому подобию дороги. Старательно, сама же, объезжая встречные валуны. Сразу же появилось время и по сторонам поглазеть, благо, глазеть было на что, и фотки поделать, а самое главное, высохли, предательски вспотевшие от волнения и страха, ладошки.
Крутой спуск привел нас к речке Колгута.
http://photoshare.ru.../8buxod-qe2.jpg

Справа, по ходу движения, виднелись заброшенные штольни рудника. Руду с этого месторождения, чрезвычайно богатого, к слову сказать, доставляли на большую землю верблюдами. Стране нужна была броня, а без нужных присадок ее не сварить. Изначально добывали руду заключенные. Глядя на эти дикие, непроходимые места, начинаешь понимать – в жизни нашей страны были разные страницы и, не приведи Аллах, чтобы самые страшные из них повторились вновь.
Прошли вброд Колгуту, дождались всех, потерь нет. Казалось - вот он Укок и дорога станет лучше. Не тут-то было, она снова пошла вверх, валуны стали круглее, но крупнее. После выключения зажигания вновь на табло загорелись ненавистные «4Н» и вновь пришлось ехать с широко вытаращенными глазами уже до самого пограничного поста. Пока то, да сё, пока проверка документов, стало темнеть. До желанной точки было еще далеко, а ехать при свете фар в наши планы не входило. Мы ведь ехать поглазеть, а чего наглазеешь в кромешной темноте, разве что броды с валунами, да бодрствующих тарбаганов.
Опустившись чуть ниже вдоль Колгуты, мы вброд перешли на правый ее берег и, присмотрев подходящую поляну, стали устраиваться на ночлег. Пейзажи вокруг были неописуемые. Слегка подтрунил над Колей, который москаль. Еще с утра он рыскал по базару в Кош-Агаче в поисках шортиков, в обед щеголял в них на развилке дороги Беляши-Колгуты, а теперь ходил в своих проверенных ватниках. И в самом деле, было ветрено и прохладненько.
http://photoshare.ru.../8bysb5-y7y.jpg
Поставили большую палатку, развели костер…
http://photoshare.ru.../8byl5m-4o9.jpg

Песни под гитару, млечный путь, огромная, как стол на 12 персон, луна.
http://photoshare.ru.../8byl5n-qu2.jpg

…Ночью пошел дождь, утром на зеленой травке находили следы снега. А все вершины внезапно поседели…
http://photoshare.ru.../8byl5p-2e2.jpg

Красота неземная… Ответственными за погоду мы назначили детей, они становились в круг и напевая «Ахауха» пускались в шаманский пляс.
http://photoshare.ru.../8byl5o-ykg.jpg

То ли угадывали они приближение хорошей погоды, то ли ответственные за нее в этих местах не смели отказать детям, но, как правило, после этих плясок тучи расходились и сквозь них пробивалось солнышко.
В лагере, несмотря на собачий холод, все возбуждены ожиданием новых приключений.
Никого не трогаю, примус починяю.....и еще считаю своим долгом предупредить, что Лисён4ег древнее и неприкосновенное животное.

#2 дядя Косяк

дядя Косяк

    Одуван Батпакович

  • Опытные пользователи
  • PipPipPip
  • 8415 сообщений
  • Locationг. Бийск

Опубликовано 29 August 2017 - 01:03 PM

Часть четвертая. День третий, 8 августа.

В плане нашего маршрута третий день обозначен двумя коротенькими предложениями. Ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Вы были когда-нибудь на Луне? Не знаю остались ли на Земле люди, которые ответят на этот вопрос утвердительно, но то, что, находясь на дороге вдоль плато Укок я чувствовал себя никем иным, как лунатиком – это совершенно точно. Пейзажи совершенно космические.
Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Увлекся, убежал далеко от основной группы и очнулся лишь на берегу озера Гусиное.
Размещенное изображение

Вся группа еле-еле виднелась позади. В бинокль разглядел – все столпились вокруг «НисРана». В душу стал заползать червячок смятения. Группа зашевелилась, червячок притих, но вновь зашевелился, когда разглядел, что Патрол тащится на привязи.
На перевал машины в одиночку то ползут еле-еле и тащить трехтонную машину за собой вряд ли было возможно. В душе теплилась надежда, может не страшно, может починим. Отставший было караван, подошел.
Размещенное изображение

Николай докладывает: «Двигатель заклинил, разлетелась турбина.»
Размещенное изображение

Я не спец в дизелях, тем паче, турбованных, но по обрывкам разговоров о них, припоминаю, что кусочки ротора залетают в камеру сгорания и выводят двигатель из строя напрочь. Была слабая надежда на то, что можно снять турбину, заглушить систему ее охлаждения и смазки и дизель, хоть и с потерей мощности, все же будет работать и машина доберется хотя бы до сносной дороги своим ходом. После недолгого совещания, приняли решение – ставим лагерь здесь же на Гусином, варим мясо, прячем Ниссан от шквального ветра с помощью буханки, Хантера и палатки.
Размещенное изображение

Размещенное изображение

Коля, единственный из нас, кто сталкивался с ремонтом дизелей, пытается его оживить. Пока варилось мясо (а на такой высоте – это задача непростая), Николай снял турбину и двигатель (есть на свете Всемилостивейший и Всемогущий) завелся. С чихом-пыхом, с дымом и текущим, изо всех естественных отверстий ручьями, маслом. Это означало, что ЦПГ, ТНВД, ГБЦ и все приводные механизмы находятся в рабочем состоянии.
Размещенное изображение

А с течами можно бороться и в наших условиях. Даже если Ниссан будет плестись на аркане и лишь в самых тяжелых условиях будет помогать тягачу чадящим движком, это уже выход из сложного положения. А так хоть бросай вражину здесь. Вряд ли погранцы возьмутся тягать нас на Урале до самой дороги. Кстати, а вот и они, легки на помине.
Размещенное изображение

Из тентованого Урала вышел офицер, вооруженный пистолетом в кобуре, и рядовой с калашматом в положении «на ремень». Офицер призвал старшего группы и велел собрать паспорта. Пока собирали паспорта, он с самым строгим видом, перечислял мне пункты законодательства, которые мы нарушили, находясь в приграничной полосе и какие за это следуют взыскания. В основном это касалось рыбной ловли, наши детишки с упоением таскали удочки по берегу озера. Почему-то совсем его не боялся, а даже наоборот хотелось как-то обогреть и поддержать этих молодых симпатичных ребят, которым приходится нести службу в таких удаленных от цивилизации местах. Было видно, что сдерживать себя и не поддаваться на наши провокации ребятишкам было сложно. Мы ведь всей толпой окружили их с разными глупыми вопросами, девушки дружелюбно улыбались, мужчины наперебой приглашали к столу, отведать мяса и мельдония… Ну, как в такой атмосфере сохранить служебное усердие? Но к их чести, только на одно мгновение офицер дал слабинку – я внимательно за ним наблюдал, было интересно, когда же он все-таки сдастся под натиском нашего дружелюбия? Одну пачку паспортов он держал сам и не спеша листал. И то правда, зачем спешить, когда вокруг такая приятная компания. Вторую пачку держал солдат.
Размещенное изображение

Проверив одну пачку, о второй он забыл и, когда солдат подавал ему документы, напоминая о них, на лице офицера промелькнула едва-заметная улыбка. Но и без этой улыбки было ясно, да, хотелось ребятам закинуть в кузов Урала автомат, сесть с нами за стол, отведать гражданской пищи и наглядеться на новые лица, особливо женские. Но они не позволили себе этого, за что честь им и хвала. Встреча с пограничниками у всех нас оставила самые приятные впечатления. Во-первых, было приятно, что даже в таких глухих местах Родина нас не забывает, во-вторых, видно, что службу ребята несут со всей ответственностью и по всей форме, в-третьих, ни на какие провокации и девичьи улыбки не поддаются и, наконец, просто симпатичные молодые здоровые парни. Замечаю за собой, что с возрастом начинаю любоваться на симпатичную молодежь обоих полов. Хотя чуть ранее мои симпатии были исключительно однополыми. Заработавший двигатель, визит погранцов и, не в последнюю очередь, готовый бешбармак с порцией холодного пива и мельдония существенно улучшили общее настроение в лагере и было принято решение, части машин остаться на Гусином, а второй части все же дойти до конечной точки маршрута. Так и поступили. Четыре экипажа тронулись в дальнейший путь, навигатор показывал: до озера Укок осталось 32 километра.
Размещенное изображение

Сразу за перевалом, название которого запамятовал и который отделяет долину Колгуты от долины Ак-Алахи, спустились к реке. Через реку вполне приличный мост.
Размещенное изображение

Долина Ак-Алахи не разочаровала, виды и здесь были фантастическими. Хорошо просматриваются меандры.
Размещенное изображение

О переходе вброд не могло быть и речи, река полноводная. Справа от моста видны раскопки кургана, по слухам, именно здесь была найдена принцесса Укока.
Размещенное изображение

Вдали, у самого подножья синих гор, виднеется погранзастава.
Размещенное изображение

Навигатор уверенно держит курс на нее. Правее на возвышенности виднеется пограничная вышка. У ворот заставы очередная проверка документов. Расспросили дорогу. Километров 5 в горы в сторону вышки – махнул рукой местный алтаец, по-видимому водитель буханки. Я и рванул вверх по тропе, только через километров 5, догнали меня Игорь с Сергеем на Хантере, навигатор периодически терял дорогу и вывел меня совсем к другому озеру, коих здесь несметное количество.
Размещенное изображение

Вернулись обратно, поехали вдоль реки, потом по дорожке в горы. Дорога, как и всегда в этих местах – одно название.
Размещенное изображение

Наконец-то мой навигатор, сладчайшим женским голосом проворковал «Вы прибыли к месту назначения» хотя озера еще не было видно. Между тем, начинало смеркаться. Супруга с детьми осталась в лагере и мне было беспокойно, как они там на ветру и холоде. Тревожило и состояние ДВС Ниссана. Остановил Сергея с Игорем и сказал, что возвращаюсь в лагерь. Они продолжили свой путь к озеру, а я повернул назад. Упорству ребят порадовался. Обсуждая маршрут с Сеганом, во время подготовки экспедиции, слышал от него пожелание не перебарщивать с экстримом, поскольку машинам предстоял далекий путь к дому, поэтому сейчас уже слегка беспокоился, а не переборщил ли я. Теперь же, когда воочию увидел упорство, с каким представители УАЗБУКи движутся к намеченной цели, беспокойство мое улеглось. Не стану скрывать, многие в наших краях, считают москвичей и иже с ними, которые от нас за Камнем, слабаками. Мне было очень приятно видеть, что это не так, тем более, что впереди нас ждали испытания похлеще Укока. Укок был лишь тренировкой.
Путь в два часа туда пролетел за 40 минут в направлении обратно. Вот что значит ехать по знакомой дороге. В лагерь успел приехать засветло, но ничего утешительного для себя не обнаружил. Коллектив СТО не подвел, нажрались как свиньи, но зато не замерзли. Коля был окончательно замерзший и деморализованный, дети голодные, женщины холодные… Привел всех в чувство, Булыч быстро разогрел остатки бешбармака, всех накормили и уложили спать. А ребят с Укока все нет и нет. Как известно, нет ничего хуже, чем ждать и догонять. Когда уже беспокойство начало достигать предела, вдали за перевалом мелькнул свет фар – наши, кому же еще быть, подумалось мне. И, действительно, это были наши, усталые, но довольные – конечная и одновременно самая дальняя точка нашего маршрута у самой КазахскоКитайскоМонгольскоРоссийской границы была успешно покорена и запротоколирована. Уже в полной темноте поужинали и легли спать. Завтра предстояло возвращение на Большую землю. Всю ночь Николай заводил и прогревал очумевший дизель. Тоже не спит, переживает, сквозь дрему подумалось мне. Перед самым утром приснился сон, как будто меня вновь пытаются призвать в армию, а я сажусь на табуретку, снимаю сапоги и говорю: «Товарищ старшина, да служил я уже, вот посмотрите» и портянки по-армейски наматываю. Проснулся. Холодно.
Размещенное изображение

Пытаюсь поплотней укутать озябшие ноги в спальник. Утро. Солнце. Изморозь. Ночью минус 1 градус. Собрались, завелись, поехали.
В связях, порочащих меня, принимаю самое активное участие. (с)

#3 дядя Косяк

дядя Косяк

    Одуван Батпакович

  • Опытные пользователи
  • PipPipPip
  • 8415 сообщений
  • Locationг. Бийск

Опубликовано 30 August 2017 - 03:09 PM

Часть пятая. День четвертый, 9 августа.



В плане на этот день значилось 250 километров асфальт и 20 километров полного бездорожья. На самом деле, я безбожно наврал. В этот день нам предстояло проехать только 40 километров по асфальту от села Кош-Агач до села Курай, остальная часть пути от озера Гусиное до Джумалинских Ключей полнейшее бездорожье, от Ключей до развилка на Беляши вменяемый грейдер до самого Кош-Агача. Назад было принято решение идти через перевал Теплый Ключ. Во-первых, мы всегда за кольцевой маршрут и хотелось посмотреть, что это за Теплый ключ и с чем его черти малюют. Во-вторых, на Колгутинский перевал со стороны Укока очень уж крутой подъем и было неясно сможет ли его одолеть подряхлевший дизель иномарки. Как оказалось, подъем на перевал Теплый Ключ даже для стокового УАЗика вполне себе проезжабелен. После погранпоста, уже по привычке подергал взад-вперед шайбу переключателя, понажимал сцепу и понижайка включилась. А с понижайкой и блокировкой в переднем мосту, как оказалось, УАЗик лезет в горы по такой дороге, где и пешком не всякий рискнет идти. Коля чадит потихоньку впереди, впервые в жизни, нещадно чадящий в гору дизель, вызывал в моей душе такую бурю положительных эмоций. Забрались на перевал без проблем.
Размещенное изображение


На вершине озерко, лошади, ничего необычного.
Размещенное изображение

А вот спуск оказался коварным. К концу спуска шея устала держать голову на плечах в прямом смысле этого слова, так ее, бедную, мотало из стороны в сторону. Еще на Гусином мне было жалко выливать остатки бешбармака, и я решил довести его до обеда. Когда открыл казан, был изумлен открывшимся видом – вместо бешбармака в казане плавал паштет из мяса, овощей и лапши. Так его мелко пошинковала дорога. На Джумалинских Ключах останавливаться не стали.
Размещенное изображение
Чуть правее остатки былой обогатительной фабрики.
Размещенное изображение

Мне, как горному инженеру, по основному образованию, было безумно интересно посмотреть на следы ведения горного производства в таких суровых условиях. Все, что связано с добычей полиметалических руд - это всегда очень энергозатратные производства, сильно привязанное к инфраструктуре. Здесь же не было ни того, ни другого. По слухам, под перевалом существует трехкилометровая штолья, по которой, рудничным электровозным транспортом, руда вывозилась на эту фабрику, обогащалась гравитационным методом и уже полученный концентрат отправлялся на Большую Землю. Рудник проработал с перерывами где-то до 2006 года, добывая и перерабатывая около 20 000 тонн руды в год (около 1 000 тонн концентрата), и прекратил свою работу, не смотря на высокое содержание полезных компонентов. Думаю, что основная причина этого - отсутствие квалифицированного персонала. Даже за большие деньги жить и работать в этих условиях вряд ли кто из специалистов согласится, разве что в принудительном порядке. В результате, месторождение сначала загубили, потом забросили.

С первого взгляда было видно, что все здесь пропитано коммерцией мелкого масштаба. Местные негоцианты пытаются организовать бальнеологический курорт на основе теплых радоновых источников. Но недостаток инвестиций виден во всем. Возможно, со временем, появятся серьезные инвесторы и вдохнут свежую струю в этот Богом забытый край. Но пока вот так – желания здесь остановиться не возникает. Немногочисленные туристы приезжают сюда принять ванны и полюбоваться на необычную природу.
Размещенное изображение

Размещенное изображение
Перед самой заставой нагоняю Саню, лежащего под буханкой. Срезало направляющие тормозных суппортов на обоих передних колесах. Помогли ему дружеской беседой. Добрались до Кош-Агача. Машины с ГБО заправились газом, и мы уже без проблем дошли до контрольной точки у самого моста через Чую.


Было еще довольно рано, но чувствовалось, что все устали. Поэтому решили – ночуем здесь. Не успели разбить лагерь – звонок «Хасан, это я Вольди, нахожусь в Курае, ищу вас.» Вот те на! Кого только не носит черт в этих краях, обрадовался я. Объяснил Володе: «Езжай вверх по течению реки, мимо нас не проедешь». На этой же стоянке нашлись потерянные Юра с Катей на гибриде. Вдали виднеются снежные вершины, нам завтра их штурмовать,
рядом шумит река, на костре варится сытный ужин, на столе холодное пиво и санкционный мельдоний…
Размещенное изображение
Нет, что ни говори, а прав был поэт: «В этом потасканном слове «счастье» все же есть какой-то смысл».
В связях, порочащих меня, принимаю самое активное участие. (с)

#4 дядя Косяк

дядя Косяк

    Одуван Батпакович

  • Опытные пользователи
  • PipPipPip
  • 8415 сообщений
  • Locationг. Бийск

Опубликовано 31 August 2017 - 04:24 PM

Часть шестая - 1. День пятый, 10 августа.


Собрались на удивление быстро и стартовали практически все одновременно. Тренировка, с ехидцей подумалось мне.
Размещенное изображение

Часть машин увязалась за моим Патриотом, часть за Спортом Олега с ПИМом. За мной поехали Саня на буханке и Коля на Патруле. К этому времени я уже привык, что навигатор рано или поздно приводит в нужную точку и бодро пилил по Курайской степи, следуя его указаниям.
Размещенное изображение

Дорога, петляя по холмам, становится все хуже и хуже. Наконец понимаю, что то здесь не так. Разворачиваюсь, следую назад, Саню вижу в зеркале, а Ниссана не видать. Доезжаю до места, где видел казаха, который собирал мотокосу, спросил его про дорогу на Актру. «Езжай к тем холмам, там увидишь» - махнул он в сторону гор. «Она как асфальт, не ошибешься» - крикнул он вдогонку. И без этого мне было ясно – дорога должна быть накатанной ведь маршрут очень популярный. Поэтому плохая дорога и насторожила. Укатанная дорога очень быстро уперлась в разрушенный мост.
Размещенное изображение

Значит надо идти вброд. Попробовал повтыкать понижайку – бесполезно. Форсировать реку на повышенной, мне показалось безумием, поэтому повернул назад к нижнему лагерю заброски. Часть наших решила оставить машины здесь и доехать до альплагеря на Урале. Здесь же я увидел Реношку фотографов.
Размещенное изображение

Мы так и договаривались, что оставляем ее здесь. Один из шрайбикусов (Олег) садится в Спорт, а второй (Николай) в Хантера. Было ясно, что две машины СТО22 ушли и только я один торчу здесь, как тополь на Плющихе. Обидно – это вовсе не то слово, которое может описать мое состояние в этот момент. Тут ко мне подошел Славик.
- Возможно – говорит он, - не срабатывает датчик сцепления.
Пробую несколько раз, нажимая несколько раз и вновь случается чудо – понижайка включается. Благополучно форсируя реку, потихоньку карабкаюсь по валунам, то вверх, то вниз.
Размещенное изображение

В одном месте не замечаю пенек, притаившийся в кустах, и одеваюсь на него порогом. Останавливаюсь, была бы бензопила, можно было подпилить пенек и потери могли быть минимальными, но в багажнике, увы, только ножовка по металлу. Решаю сдавать назад – звук рвущейся пластмассы глубоко вонзился в ранимую душу и настроение из возвышенно-восторженного трансформировалось в унылое. С таким настроением и въехал в глубокую, заполненную грязной жижей, колею.
Размещенное изображение

Дойдя примерно до середины опасного участка, машина встала – ни взад, ни вперед. Что то здесь не так, засомневался я. И не такие колеи проходим по пути на рыбалку. Попросил супругу выйти из машины – ну, а куда деваться – взгляд ее описать даже не берусь – и посмотреть вращаются ли передние колеса.
- Нет, - говорит она, - не крутятся.
Выхожу из машины сам. Показываю ей передний кардан:
- Посмотри крутится?
- Крутится, - говорит она.
Все ясно, или хабы, или полуось, или блокировка. Или же все вместе взятое. Конечно, было бы лучше если хабы, ведь сзади шел Славик на пикапе, и я знал, что у него есть гаечный ключи, а самое главное заветные крышки ступиц. Ждали недолго, из лесу показался пикап, а следом и Игорь с Сергеем на своей коробчонке. Выкинули хабы, поставили крышки и теперь уже без происшествий (не считая потерянной Багиры) добрались сначала до долины Актру...
Размещенное изображение

... и уже по ней, почти как по асфальту - до лагеря альпинистов.
Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Часть шестая - 2. День пятый, 10 августа.


Атмосфера в лагере альпинистов к моему прибытию была нервно-возбужденной. Чувствовалось, окружающий пейзаж будоражил людей и требовал немедленных действий.
Размещенное изображение

Казалось, надо бросить все дела и бежать к этим величественным ледникам и снежным вершинам. Меня самого с детства будоражил вопрос «Как рождаются реки?» Было ощущение, что сегодня получу ответ на этот вопрос.
Между тем, группа собиралась медленно, кто-то прибывал на Урале, кто-то искал в тайге заблудшую собаку, кто-то пытался утолить навалившийся голод. В общем, разброд и шатание. Те самые, которые сильно мне не нравятся. Кое-как собрав группу в кучу, назначив впередидущего и замыкающих, выдвигаемся к леднику. Часть группы при этом остается в лагере. Принимая решение посмотреть дорогу, вернуться в лагерь и с оставшейся частью группы догонять ушедших вперед. Прибегаю в лагерь, вижу Юлю и Катю, которые изначально решили не идти к леднику, а остальные трое уже ушли в неизвестном направлении. Кто бывал в горах, тот знает – легче всего заблудиться именно в них. Здесь вам не равнина, здесь климат иной (с). Ладно, здесь хоть и горы, но везде тропинки, указатели, не потеряются, успокоил я себя и побежал догонять основную группу. Где-то за очередным поворотом, обнаружил отставшую от группы супругу.
Размещенное изображение

ПИМ, в недалеком прошлом активный альпинист, задал группе совершенно невыносимый темп, вот она и не выдержала. Для повышения ее мотивации, говорю:
- Рамиля, дети будут гордиться тобой, если ты дойдешь до вершины.
К моему удивлению, эта фраза пробудила в ней второе дыхание и очень скоро на крутой каменистой осыпи мы заметили подозрительные пятна,
Размещенное изображение

...которые с приближением оказались нашей группой, отдыхающей у подножья знаменитых бараньих лбов.
Размещенное изображение

Догнали, отдышались. Впереди самая трудная часть пути – почти вертикальный подъем мимо лбов, а за ними уже и ледник недалече.
Размещенное изображение

Очень мне жалко, что Наташа с Матвеем от этой точки вынуждены были повернуть назад. Было опасно, да и Наташа побаивалась высоты. Поэтому решили не рисковать.
Остальные дошли до ледника. Наиболее закаленные искупались в горных озерах...
Размещенное изображение

...и группа, полная незабываемых впечатлений, в полном же составе вернулась в альплагерь.
Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Обратная дорога от лагеря альпинистов до моста через Актру далась значительно легче. Шли вплотную друг за другом, да и дорогу уже знали.
Размещенное изображение

УАЗика, как внедорожника, я уважал всегда, а после этой дороги на ледник зауважал еще больше. Возможности, практически стоковых машин, да еще на сомнительной резине, оказались просто фантастическими. Конечно, все мы слегка побили машины, кто, как и я, замял пороги, кто помял бензобак, у кого-то оторвалась защита.
Размещенное изображение

Но это в основном от спешки и незнания дороги. В обратном пути, даже мостами зацепил за валуны всего то пару раз, а, самое главное, глаза супруги не выглядели такими испуганными. Поэтому ничего удивительного нет в том, что местные носятся по этим дорогам на обычных УАЗиках и зачастую на совершенно лысой резине.
А между тем, чаща леса расступилась и нашему взору вновь предстала красавица Актру. Но это была совсем не та, которую мы видели утром – величавая и спокойная. Перед нами бурлила свирепая горная река с бродом совсем непонятной глубины. День был жаркий, ледник, родитель реки, стал активнее таять и это не замедлило сказаться на активности его потоков. При одной мысли, что нужно ехать через этот бурный поток, холодела спина. Супруга сразу же наотрез отказалась от этой мысли, вышла из машины сама и высадила детей. Говорю ей:
- Через эти мокрые бревна ползти еще опаснее.
Размещенное изображение

Она мне в ответ:
- Буду сидеть на берегу пока река не замерзнет, но в машине не поеду.
Олег на Спорте постоял на берегу в нерешительности, да видать деваться некуда – полез. Вода через капот хлынула на лобовое стекло, запаска на калитке полностью исчезла под водой, на секунду мне показалось, что стремительный поток подхватил машину и вот-вот перевернет ее. Но машина, буквально встав на дыбы, выскочила на более мелкое место. Дальше, еще метров 100, она ехала по руслу, гремя всеми мостами по валунам и скрылась с моих глаз. Лучше бы я не смотрел на это, страх сковал руки и ноги, но ведь и мне деваться некуда – включаю вторую пониженную и вперед. Ощущение такое, как будто нырнул головой вниз в бурлящий поток. Машина выскочила из воды, стекло залито и непроницаемо, а руки оторвать от руля и включить дворники – страшно. Натерпелся страху, но как-то выехал на берег.
Размещенное изображение

Сразу же выскочил из машины и побежал по мосту обратно, беспокоил Булыч на карбюраторном Хантере и тоже без шноркеля, трамблер и катушка, которого панически боятся воды.
Размещенное изображение

Хотел предупредить его, чтобы скинул ремень вентилятора, но было уже поздно, Хантер стоял уперевшись бампером в небо посреди бурлящего потока,
Размещенное изображение

...а Булыч лазил босиком по багажнику. Водой был залит даже щиток приборов, не говоря о моторном отсеке. Радовало, что самую быстрину машина прошла и застряла на подъеме. Булыч открыл капот, горячий двигатель быстро обсыхал и вот попытка крутнуть стартером – не заводится, но крутит. Слава Аллаху, воды в поршнях, судя по всему, нет. Двигатель начинает давать редкие вспышки и нехотя заводится. Всем миром орем Булычу:
- Не спеши, дай как следует просохнуть.
С минуту помолотив, он включает передачу, и машина под аплодисменты вылетает из промоины. Встреча на берегу была трогательной, жена и дочка бросились обнимать и целовать отца семейства, в их глазах сегодня он был героем. Впрочем, так оно и было. Своими умелыми грамотными действиями, она избавил нас от очень многих хлопот. Извлечение, застрявшей посреди бурной реки с ледяной водой, машины вряд ли можно отнести в разряд увлекательных событий.
Встать на ночевку решили на прежнем месте, потому как машины разбрелись по Курайской степи и сообщить координаты нового места не представлялось возможным, у кого-то к тому времени отказала рация, у кого-то не включен телефон. В лагере нас поджидал, потерявшийся еще утром, Николай.
Размещенное изображение

Следуя воле навигатора, он приехал к точке, от которой к альплагерю вела пешая тропа около четырех километров и принял совершенно верное решение не соваться одному с семьей в тайгу, а спокойно погулять в кедровом лесу, собирая грибы и шишки. Мне подобное развитие событий показалось наилучшим вариантом. Наличие в группе машины с сомнительным дизелем спокойствия нам наверняка бы не доставляло. Понятное дело, что вечером в лагере только и было разговоров кто и как преодолевал препятствие, кто и что замял, кто и что оторвал. Мне же было особенно приятно, наблюдать как вчера еще малознакомые люди по мере прохождения маршрута на глазах превращаются в организованную группу единомышленников. Еще на старте было решено, завтра и обед каждый экипаж организует самостоятельно, а ужин варится в казане общий для всех. Если в первые дни пришли получили порцию горячего и ушли к своим столам, то теперь сооружался общий стол и каждый ужин превращался в праздник. И стоит ли говорить, что засиживались мы за этим столом допоздна. А самое главное, что дети, выросшие в такой атмосфере по определению вырастут настоящими человеками. На такой позитивной ноте, забрался в свою палатку, подвесил к потолку фонарик, включил в телефоне будильник и отошел ко сну. Звонок. Незнакомый номер:
- Хасан, это ты?
- Я.
- Как я рад, что дозвонился.
- Я тоже раз, - безбожно вру я.
- Слышал, что после 17 августа ты свободен и сможешь свозить меня с семьей на Телецкое.
Голос начинает казаться мне знакомым.
- Да, конечно, смогу уделить 3-4 дня, прилетай.
Засыпая, думаю, интересно, что по этому поводу скажет жена.
В связях, порочащих меня, принимаю самое активное участие. (с)

#5 дядя Косяк

дядя Косяк

    Одуван Батпакович

  • Опытные пользователи
  • PipPipPip
  • 8415 сообщений
  • Locationг. Бийск

Опубликовано 01 September 2017 - 03:16 PM

Часть седьмая. День шестой. 11 августа

Этот день, как обычно, начался с инструктажа водителей. «Навигатор можно выключить! - самоуверенно заявил я во время этого инструктажа, - дальше едем по дорогам общего пользования с помощью привычной бумажной карты.»
Размещенное изображение

Через несколько дней Ороктойский перевал накажет меня за подобную самоуверенность, но это будет потом, а пока что мы вновь выехали на прекрасный Чуйский тракт с великолепным асфальтом и ещё более великолепными видами.
Размещенное изображение

Размещенное изображение

Нам предстояло доехать до посёлка Акташ, заправить машины и свернуть с тракта через Красные ворота - районный центр Улаган, следовать до перевала Кату-Ярык, что мы и сделали без всяких лишних проблем. На смотровой площадке перевала вдоволь налюбовались открывающимися с неё видами и спустились по перевалу в долину реки Чулышман.
Размещенное изображение

После тех дорог, что мы прошли, перевал всем показался игрушечным. Думаю, даже пугливая Наташа из экипажа Марадонны, ни разу не пискнула. Как и ожидалось, свободных мест ни в аилах, ни в домиках не оказалось, поэтому разбили палаточный лагерь на территории турбазы и слегка перевели дух. Здесь мы решили преподнести нашим барышням, уставшим от бесконечных приготовлений пищи, небольшой подарок. Было объявлено, что последующие два дня завтраки будут общими для всех в столовой турбазы. Барышни конечно же ликовали, но как-то молча, никто меня за это даже не поцеловал, хотя я и не отказывался. Обиделся на отсутствие женского внимания и залег спать в беседке.
Размещенное изображение

Вечером была баня. Из горячей парной да в прохладный Чулышман. Теперь я уже узнал, что молодёжь вкладывает в значение слова «кайф».

А вечером был борщ из свежей баранины. Правда, без сметаны и пампушек. Но наличие пива и традиционного мельдония этот недостаток сгладили.
Размещенное изображение

С самого утра предстоял пеший поход на водопад Учар и нужно было набираться сил.
В связях, порочащих меня, принимаю самое активное участие. (с)

#6 Реновод

Реновод

    Гжегош Бженжешчикевич

  • Опытные пользователи
  • PipPipPip
  • 31929 сообщений
  • LocationБлижнее Подмосковье М8

Опубликовано 01 September 2017 - 03:59 PM

С самого утра предстоял пеший поход на водопад Учар и нужно было набираться сил.

Зачастил ты в этом году на УчарРазмещенное изображение
Всё больше людей пытающихся совместить рыбную диету с элементами фитнеса!
"Пешеходу запрещается переходить дорожную часть по наземным пешеходным переходам, подземным пешеходным переходам, надземным пешеходным переходам в условиях их отсутствия".
Слепому не покажешь, глухому не расскажешь, дебилу не докажешь!

#7 дядя Косяк

дядя Косяк

    Одуван Батпакович

  • Опытные пользователи
  • PipPipPip
  • 8415 сообщений
  • Locationг. Бийск

Опубликовано 04 September 2017 - 02:25 PM

Часть восьмая. День седьмой, 12 августа.


На этот день был запланирован пеший поход к труднодоступному водопаду Учар, который находится примерно в десяти километрах вверх по течению правого притока Чулышмана, реке Чульча.
Размещенное изображение

Начинается поход на отметке примерно 500 метров над уровнем моря, а заканчивается на 1 000 метров. То есть 10 километров пути с уверенным постоянным подъемом. В общем, променад получается знатный. Местные гиды всегда занижают эти показатели, чтобы не отпугивать народ от похода, а когда пошел уже возвращаться не станешь, а главное, деньги за переправу и посещение заповедника уже собраны.

От турбазы Эзен, где мы разбили лагерь, до слияния рек примерно 20 километров по долине с фантастическими видами.
Размещенное изображение

Здесь, впервые за всю экспедицию, из района моторного отсека стали раздаваться подозрительные звуки, очень похожие на звук рассыпающегося подшипника. А надо сказать, что за 80 000 километров пробега, на моём Патриоте ни разу не менял ни одного натяжного ролика, ни одного ремня, поэтому и решил, что подошла пора и начал рассыпаться один из роликов. Следует сказать, что ещё со времён путешествия в Монголию, со мной в машине ездила вместительная пластиковая коробка, доверху набитая всякой всячиной: начиная от ступичных подшипников и заканчивая диском сцепления. Так вот, наши девушки, а именно Рамиля с Мадиной, оценив достоинства одного такого ящика в предыдущих поездках, затребовали у меня второй.
Оба ящика на этой фотографии почему-то под Сашиной машиной.
Размещенное изображение

Недолго думая, занёс ящик в гараж и высыпал содержимое на пол. И вот теперь, подобное легкомыслие стало вылазить мне боком, еду, а голова загружена вопросом – где будем брать, если вдруг? Но шум как-то сам по себе утих, и я тоже, слегка успокоившись, стал любоваться природой. Не считал сколько раз пересёк долину Чулышмана в обоих направлениях, но не перестаю ею любоваться.
Размещенное изображение

Потом, на стоянке, открыв капот, мы прослушали мотор – всё чисто. Значит, не кинескоп, решил я. Забегая вперёд, скажу, что этот звук стал резким, и при его появлении стало подтормаживать машину уже после Ороктоя, когда выехали на асфальт. Возможно, виновата блокировка, подумалось мне. Вернул на место неисправные хабы, и звук исчез. Так и езжу пока что без передка и без одного заднего амортизатора - отломился, не до них сейчас. Отчёт надо написать, пока впечатления не стёрлись другими событиями. Вон, заказанное оборудование для многострадального кардана застряло в Кемерово. По легенде, теперь сломалась фура. Погрузишься в эти проблемы, и через неделю забудешь куда и зачем ездил. Вначале лета ездили на машинах в Крым, а уже такое ощущение, будто это было в прошлой жизни.
Между тем, наша группа (21 человек) благополучно добралась до стрелки Чулышмана с Чульчой и дружно переправилась через полноводную реку на моторке и так же дружно двинулась к водопаду.
Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

"Куда они меня завели?"
Размещенное изображение

Даже мастера спорта международного класса по биатлону не проходят двадцати километровую гонку без дополнительной подкормки, что уж про нас говорить. Авторитетно заявляю - самая вкусная на свете еда именно возле водопада Учар, вне зависимости от того, в каком ресторане она приготовлена.
Размещенное изображение

Размещенное изображение

На нашего Николая, когда на него не давит Ниссан, любо-дорого посмотреть. Видно, что 10-километровый переход дался ему без особых усилий. Что ни говори, а высокий рост признак совершенства.
Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Разные группы водил я к этому водопаду, не всегда и не все до него доходили, а вот с группой УАЗбука всё было совершенно по-другому. Судите сами, обычно, группы возвращаются с Учара ( - ты откуда? - я сУчара) в базовый лагерь в девятом-десятом часу вечера, наша группа вернулась в шестом часу. Почти четыре часа форы – это очень много на 20-ти километровом переходе. Тому две причины - первая: в группе не было ни одного рояля – так, средненького размера пианино, вторая: идеальные погодные условия. Шли туда - было прохладно и накрапывал небольшой дождичек, шли обратно – было так же прохладно, но сухо. В основном, путники помирают на этом маршруте от жары. Идти приходится постоянно в подъём, организм генерирует много энергии, а тут ещё и солнце сверху поджаривает. В результате - перегрев организма и полный упадок сил. После похода на Актру не сомневался, что наша группа дойдёт в полном составе. Но то, что при этом и рекорд установят, не думал. Мы не объявляли гонок по вертикали, ни к чему это здесь, тропинка местами опасная.
Размещенное изображение

Но, всё равно, во время ужина отметили победителей – первыми к финишу пришли Саид и Ваня, приз – большие батончики «Сникерс».
Размещенное изображение

Вторым пришёл Игорь, что не удивительно с его-то ходулями, приз – бутылка холодного пива.
Размещенное изображение

Третье место досталось Расиме с Аней, приз – маленький батончик «Сникерс».
Размещенное изображение

Не знаю, как шли первые призёры – не видел, а вот третьи всё время были у меня на глазах, и скажу так: если взрослые прошли этот маршрут туда и обратно, то эти в сравнении с ними ещё по два раза сбегали. Столько в них энергии, что аж завидки берут. И вообще, хочу отметить, что дети идут в гору гораздо легче, нежели взрослые, особенно если у этих взрослых намечается курдючок. Нам с Володей (Вольди) было тяжелее всех – мы не только сами дошли, но и дотащили до водопада по полному самовару, но никто этого не отметил и призов нам не выдал, поэтому мы довольствовались вчерашним борщом и несколькими стопочками мельдония во время вечерних посиделок (ну, а как же без этого). В долине Чулышмана вечерние посиделки получались особенно задушевными. Может быть, располагала к этому удобная беседка,
Размещенное изображение

...а вернее всего, этому способствовала особая энергетика долины. Давно уже заметил, здесь почему-то очень хочется делать людям добро.

Зачастил ты в этом году на УчарРазмещенное изображение


Всего то 2 или 3 раза был. Размещенное изображениеРазмещенное изображение
В связях, порочащих меня, принимаю самое активное участие. (с)

#8 дядя Косяк

дядя Косяк

    Одуван Батпакович

  • Опытные пользователи
  • PipPipPip
  • 8415 сообщений
  • Locationг. Бийск

Опубликовано 05 September 2017 - 01:14 PM

Часть девятая. День восьмой, 13 августа (не пятница).


Страсть, как не люблю тупиковые путешествия, в которых по одной и той же дороге приходится проезжать сначала туда, а потом обратно. Поэтому планируя любую поездку, всегда стараюсь отдать предпочтение кольцевым маршрутам. В случае с УАЗБУКой первоначально мы рассматривали вариант форсирования Телецкого озера с помощью парома, тем более, что теоретически такая возможность есть. Еще летом 2009 года мы переправляли таким образом УАЗик с северного берега на южный.
Размещенное изображение

В настоящее время на воду спущены еще несколько паромов более современных
Размещенное изображение

...и поговаривают, что даже есть расписание их движения.
Размещенное изображение

И казалось бы, что в подобной ситуации организовать кольцевой маршрут - не проблема. Но, как всегда, находятся и препятствия. Во-первых, ценник за паром трудно назвать гуманным, во-вторых, очень сложно подгадать к назначенному времени - откуда знаешь, застрянешь ты на Укоке на пару дней или нет. Поэтому от кольцевого маршрута было решено отказаться, а это значит, что часть пути придется играть в Тяни-Толкая и после похода на Учар нам предстояло возвращаться уже по пройденному отрезку пути - через перевал Кату-Ярык
Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Видами с вершины перевала мы насладились еще по пути туда
Размещенное изображение

...и в этот раз на смотровой площадке останавливаться не стали. Через Красные Ворота
Размещенное изображение

...добрались до поселка Акташ, перед которым дождались всю группу.
Размещенное изображение

Вновь предусмотрительно оставили внизу машину шрайбикусов.
Размещенное изображение

На этот день в планах было всего ничего – подняться на машинах на высоту 3 000 метров над уровнем мирового океана. Такая точка на Алтае расположена весьма удачно – всего-то в 12 километрах от кромки асфальта, неподалёку от Акташа. Дорога идет по живописному ущелью, вдоль речушки с неизвестным названием.
Размещенное изображение

Если бы не запредельные углы подъёмов и валуны на дороге, которые с Медведем нам не страшны,
Размещенное изображение

...то запросто можно было бы и на пузотёрке заехать, но здесь поступают по-другому. На пузотёрке едут, пока она сама едет, затем бросают её в ущелье и дальше идут пешком. Прикольненько так, едешь себе по ущелью, и то тут, то там брошенная машина. Воистину машина перестала быть ценностью, а стала просто средством передвижения. Лет 10 назад такая машина осталась бы, как минимум, без колёс, дворников и зеркал. На пеший поход к вершине уходит чуть более шести часов, и понятное дело, что путники очень сильно устают и когда есть попутная оказия, то просят подвезти. Подвозим и в этот раз, нам то что, не на себе ведь тащить. Мы же не какие-то там пешики, мы – УАЗоводы. Иногда, за провоз нам презентуют бутылочку холодного пива, а в этот раз дело обошлось арбузом. Арбуз не пиво, конечно, но детям пришёлся по вкусу.
Рассказывая о дороге на Акташский ретранслятор, в последние годы место паломничества многих джиперов со всех уголков страны, не могу удержаться от желания сообщить полезную для них информацию. Пользуясь тем, что на вершину стало заезжать достаточно много машин, местные совершенно незаконно установили плату за проезд и взимают ее путем открытия шлагбаума. Этот шлагбаум можно объезжать.
Размещенное изображение

Патриот на вершину поднялся без всяких проблем. Виды с этой горки просто сногсшибательные. Фотоаппараты, смартфоны и селфи-палки щёлкали без остановок, но, чтобы испытать все эмоции в полном объёме, нужно, как минимум, на эту горку заехать на машине. Представьте себе такую картину: УАЗик карабкается к вершине горы на первой пониженной, за краем капота ты видишь узенькую полоску земли, а всё остальное – бездонный голубой океан, вдруг эта полоска земли исчезает из вида и у тебя ощущение, что вместе с машиной воспарил высоко над землёй.
Размещенное изображение

Честное слово, ощущение было просто фантастическим, если бы супруга истошно не кричала - «да куда же ты едешь?!» Изрядно пощекотав нервы мне и супруге, Патриот вскарабкался на самую вершину горы.
Размещенное изображение

Другие машины безнадежно отстали.
Размещенное изображение

Как оказалось, причина тому - техническая. Пикап Медведей ни с того, ни с сего - задымил.
Размещенное изображение

Собравшийся техсовет быстро постановил:
Размещенное изображение

для диагностики необходимо воспользоваться старинным дедовским способом. Способ показал, что прокладка ГБЦ целая.
Размещенное изображение

Петр зря волнуется, скорее всего на предельных углах наклона двигатель хапанул масла, которое и задымило.
Размещенное изображение

На крохотный пятачок за Патриотом подтянулись и другие машины. Что тут началось! Откуда-то повытаскивали флаги, давай фотаться: с ними, без них, в составе экипажей и по одному - обфоткались по уши.
Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Скатились вниз без проблем.
Размещенное изображение

Были бы все перевалы на Алтае такими безобидными. В поселке Акташ присутствует известная алтайская торговая сеть "Мария-Ра", в которой пополнили запасы свежим пивом и другими деликатесами.
Размещенное изображение

Ниже Акташа есть село Чибит, а чуть ниже его, через реку Чуя, есть покосившийся от времени и сурового норова реки деревянный мосток. Проезжаешь по мостку и вдоль реки вправо-влево уходят манящие зелёные лужайки. На этих лужайках мы обычно останавливаемся, возвращаясь из путешествий. Не стали делать исключение и в этот раз, от добра добра не ищут. Развернули лагерь быстро, тренировка как-никак была знатная. Девчонки в мгновение ока сготовили ужин.
Размещенное изображение

Взрослые подкрепились традиционной продукцией Спиртпрома, дети съели заслуженный арбуз. Всё уже привычно, как и каждый вечер. Впереди нас ждал Ороктойский перевал – последний из всех перевалов, который нам довелось пройти, путешествуя по Горному Алтаю. Ночь была тёплая и все замечательно выспались. Когда говорю все - понятно, что имею ввиду себя.
В связях, порочащих меня, принимаю самое активное участие. (с)

#9 Реновод

Реновод

    Гжегош Бженжешчикевич

  • Опытные пользователи
  • PipPipPip
  • 31929 сообщений
  • LocationБлижнее Подмосковье М8

Опубликовано 05 September 2017 - 04:45 PM

Блин! Оказывается я на Алтае так и не побывалРазмещенное изображение
Всё больше людей пытающихся совместить рыбную диету с элементами фитнеса!
"Пешеходу запрещается переходить дорожную часть по наземным пешеходным переходам, подземным пешеходным переходам, надземным пешеходным переходам в условиях их отсутствия".
Слепому не покажешь, глухому не расскажешь, дебилу не докажешь!

#10 дядя Косяк

дядя Косяк

    Одуван Батпакович

  • Опытные пользователи
  • PipPipPip
  • 8415 сообщений
  • Locationг. Бийск

Опубликовано 06 September 2017 - 12:18 PM

Часть десятая. День девятый, 14 августа.

Каждое утро, словно птенчик из гнезда, я вылуплялся на свет, оценивал состояние погоды и прикидывал насколько реально пройти запланированный на сегодня маршрут.
Размещенное изображение

Сегодняшнее утро приготовило нам и грустные события. Наша группа, уже начавшая подтаивать после долины Чулышмана, лишилась еще одного экипажа - белого пикапа, в составе Петра, Ирины, Максима и энерджайзера-Анютки. Разумеется, сделали фото на память, проводили, а сами продолжили добивать намеченный маршрут до конца.
Размещенное изображение

Размещенное изображение

В девятый день путешествия планировали разорвать узы Чуйского тракта с тем, чтобы слегка закольцевать тупиковый маршрут и включили в него Ороктойский перевал.
Размещенное изображение

На космическом снимке хорошо видно, что до села Ороктой с Чуйского тракта можно попасть тремя маршрутами:
1. Через Шебалино и Верх-Апшуяхту, расстояние 140 километров.
2. Через Усть-Сему, расстояние 213 километров.
3. Через перевал, расстояние 40 километров.

Любой путешественник хорошо знает, что самое интересное в путешествии начинается после слов: "Я знаю короткую дорогу".

Ороктойский перевал – самый безобидный из всех известных мне перевалов Алтая. Чтобы попасть на него, нужно в посёлке Курота свернуть с Чуйского тракта направо, если вы едете вверх, то налево. Сначала идёт грейдер хорошего качества, который переходит в грунтовку, местами изрытую водой. В сухую погоду здесь пройдёт любая пузотёрка, но в дождь без полного привода не обойтись, подъём хоть и не крутой, но уверенный и протяжённый. 14 августа выдалось в этом году сухим и безветренным, поэтому пыль за нашей колонной стояла столбом.
Размещенное изображение

Вся прелесть перевала в том, что с Чуйского тракта через него попадаешь в долину Катуни, по-особому красивую в этих местах.
Размещенное изображение

Дорога идёт вдоль альпийских лугов, где пасётся множество породистых коров, быков, лошадей, яков.
Размещенное изображение

Размещенное изображение

Едешь словно по сельхоз выставке на ВДНХ. Проезжал через этот перевал множество раз, никогда никаких проблем не испытывал,
Размещенное изображение

...а в этот раз заблудился. Можете себе представить, тащишь за собой караван машин, среди которых одна практически пузотёрка, и начинаешь понимать, что сбился с пути. Вернуться назад сложно – не факт, что дорогу найдёшь, да и стрёмно как-то. Корчил из себя проводника, а тут в трёх соснах заблудился. В общем, еду потихоньку по конной тропе,
Размещенное изображение

Размещенное изображение

...корю себя за излишнюю самоуверенность, жена ещё тут под боком масла в огонь подливает… В зеркала вижу – караван послушно следует за мной. Вот, думаю, сволочуги, нашли самое подходящее время для послушания, нет бы, ехать, следуя указаниям своих «нафикаторов». Хотя, этот замечательный навигационный прибор именно в таких местах начинает вспоминать своего далёкого предка Сусанина и норовит утопить всех в болоте. Про себя понимаю, что с перевала начал спуск слегка левее, чем следовало, и накатанная по-началу дорога увела меня в другой лог и следовательно, мне нужно держаться всё время правее. Вершина перевала на отметке около полутора километров, а нужно опуститься на 600-700 метров, значит, должен быть достаточно крутой спуск, но его не было. Видимо, мы так и кружимся у вершины, в тоже время понимаю, если буду всё время держаться правее, то рано или поздно пересеку потерянную дорогу или же упрусь в берег Катуни. Тем временем, даже та конная тропа, по которой мы ехали, совсем теряется из виду, едем просто выбрав направление, продираясь сквозь чащу леса и вот, вполне ожидаемый апофеоз – упираюсь в овраг, а сзади меня подпирает Игорь на Хантере. Выхожу пешком на разведку, при этом всем своим видом пытаюсь показать – ребята, всё нормально, всё по плану, идём ко дну. Чуть выше оврага в густой траве обнаруживаю едва заметную колею. Это открытие сильно меня приободряет - если кто-то ездил, значит и мы проедем. Возвращаюсь к машинам, прошу Игоря сдать немного назад, сдаю назад сам и выбираюсь на примеченную дорожку. Каких-то 500 метров и дорожка круто ныряет вниз. Сквозь просветы в кронах деревьев, успеваю заметить вдалеке склоны гор, сложенные из известняка, значит, курс держу верный.
Размещенное изображение

Именно в окрестностях села Ороктой известны пещеры, промытые в известковых породах. Действительно, вскоре дорога упирается в изгородь из жердей, коими огорожено овсяное поле. Тут уже окончательно приободряюсь - раз поле, значит где-то рядом должна быть деревня, главное теперь, чтобы дорога была проходима для Дастера. Хотя и бездорожье - не беда, если надо, то и на руках перетащим, с таким составом как у нас, Реношку можно и до Бийска на руках донести. Ещё километров пять горами-полями-лесами, и вот она – знакомая деревня. На выезде из деревни остановились на перекус на живописной поляне у реки.
Размещенное изображение

Перекусили и уже без остановок двинулись до села Сростки, где планировали попасть в музей нашего знаменитого земляка В.М. Шукшина. К сожалению, в музей мы не успели, зато отвели душу на горе Пикет, у самого памятника Шукшину.
Размещенное изображение

Размещенное изображение

Так же посетили парк деревянных скульптур рядом с музеем.
Размещенное изображение

Размещенное изображение

Сильно задерживаться здесь не стали и уже при свете фар оказались у знакомых ворот «Республики Гайдара». Не без некоторой суеты разместились, быстренько поужинали и разошлись отдыхать. И это было верно - когда закуска превращается в простую еду, засиживаться за столом нет никакого смысла. Ещё утром во время инструктажа водителей, я попросил каждого из них заполнить молитву. Так наши слесари на СТО именуют заказ-наряды от клиентов. С раннего утра предполагалось произвести каждой машине ТО с попутным залечиванием ран, полученных в неравной борьбе со стихией. Собрав листочки, коллектив СТО22 распрощался с гостями и отправился готовиться к предстоящему трудовому дню. Потому как отдых – это хорошо, но и про работу забывать не следует.
В связях, порочащих меня, принимаю самое активное участие. (с)

#11 дядя Косяк

дядя Косяк

    Одуван Батпакович

  • Опытные пользователи
  • PipPipPip
  • 8415 сообщений
  • Locationг. Бийск

Опубликовано 06 September 2017 - 03:14 PM

Блин! Оказывается я на Алтае так и не побывалРазмещенное изображение


Не переживай, какие твои годы... Алтай велик и многогранен, тут всей жизни не хватит всё облазить.
В связях, порочащих меня, принимаю самое активное участие. (с)

#12 Lisen4eg

Lisen4eg

    Лесной житель

  • Administrators
  • 691 сообщений
  • LocationБийскбург

Опубликовано 12 September 2017 - 11:24 AM

Часть одиннадцатая. День десятый, 15 августа



Как и водится после дальней дороги, на работу слегка проспал, вместо восьми часов утра, прибыл к 8:30. Механики были на месте, быстро провели с ними планёрку, распределили машины по местам и очерёдности ремонта, а тут и наши путешественники стали по одному подтягиваться. Без лишней спешки и суеты к вечеру всем машинам была оказана посильная помощь и они были готовы к дальней дороге по местам дислокации. К сожалению, не обошлось и без обидных огрехов. Например, избитые камнями сливные пробки на мостах отдельных машин пришлось заменить на новые, купленные в магазине, сами знаете о качестве запасных частей для наших УАЗиков. Пока масло было холодным – пробки держали, масло нагрелось – пробки стали пропускать. Хоть это и не сказалось катастрофическим падением уровня масла, всё же было обидно, что такая мелочь бросает тень на нашу не запятнанную репутацию. :D Ну, да ладно, и на солнце есть пятна. Сашина буханка слегка зависла на ремонте, как наиболее пострадавшая и её ремонт пришлось завершать уже на следующий день. Пока машины были на ТО, Мадина организованно свозила всех желающих приобрести товары Алтая по магазинам и рынкам города. Все были заняты делом, потому как «бздельников» мы слегка недолюбливаем. Часть экипажей стартовала домой сразу после ТО, Медведи распрощались со всеми ещё вчера – спешили в Омск по делам, а часть самых дальних осталась ещё на одну ночёвку, набраться сил перед дальней дорогой к дому.

Портретная галерея. Алтай - это мы.



Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение
Никого не трогаю, примус починяю.....и еще считаю своим долгом предупредить, что Лисён4ег древнее и неприкосновенное животное.

#13 дядя Косяк

дядя Косяк

    Одуван Батпакович

  • Опытные пользователи
  • PipPipPip
  • 8415 сообщений
  • Locationг. Бийск

Опубликовано 13 September 2017 - 04:03 PM

Часть двенадцатая. День одиннадцатый, 16 августа.



При всей моей, казалось бы, европейской внешности, на самом деле, в душе я - человек восточный. Когда гость уезжает от нас, не выпив в нашем доме даже чашечку чая, чувствую себя очень неуютно, поэтому ещё с вечера наказал Сергею – утром буду ждать вас у себя дома на завтрак, выпьете чаю, из дома и проводим. Так и поступили. От принимающей стороны подъехали ещё Мадина с Хамитом, от УАЗбуки те самые три экипажа из головной колонны (в том смысле, что эта колонна везла главную голову). Ещё раз побыли в тёплой атмосфере и присев на дорожку по русскому обычаю, благословив по татарскому, отправили наших друзей в обратный путь. Вывел за собой машины гостей на Чуйский тракт, пересёк мост через Бию, встал на подножку своей боевой колесницы и отдал честь пролетающим мимо экипажам, потому как управляли ими настоящие мужчины, у которых слова не расходятся с делом. Сказали приедем – приехали, сказали пройдём – прошли. За что им всем от нас огромное сибирское алтайское спасибо.


Часть двенадцатая. Вместо эпилога.



Традиционно, все наши походы мы заканчиваем общим построением, на котором подводятся итоги, даётся оценка действий подрастающего поколения, а также среди них проводится опрос о наиболее запомнившихся событиях.
Размещенное изображение

Проводится это мероприятие исключительно в педагогических целях. Малыши и тинэйджеры во время похода заранее знают о таком предстоящем разборе полётов и стараются вести себя так, чтобы на построении не было «мучительно больно» за своё возможное некорректное поведение. Подобный разбор полётов мы планировали и в этот раз, но, к моему великому сожалению, как-то не сложилось. Собраться всем в одном месте после завершения путешествия не удалось. Поэтому вместо традиционного построения предлагаем вашему вниманию подборку фотографий, которые по непонятным причинам не вошли в отчет, но очень нам понравились и небольшой 15-ти минутный ролик, который смонтирован по мотивам экспедиции. Смотрите, любуйтесь, вспоминайте и приезжайте на Алтай за новыми приключениями.


Мы на Алтае.


Дорога на Инегень.
Размещенное изображение

Инегень. На слиянии Чуи и Катуни.
Размещенное изображение

Белый Боом.
Размещенное изображение

Булыч одевает слетевший глушитель на Колгутинском перевале.
Размещенное изображение

Вид с Колгутинского перевала.
Размещенное изображение

На вершине перевала.
Размещенное изображение

В головном Патриоте сидит Ваш покорный слуга, подъем на Колгуты.
Размещенное изображение

Да какая же нелегкая его сюда занесла?
Размещенное изображение

Вчерашний плов у подножья старого Чуйского тракта, первый обед.
Размещенное изображение

Дружно пылим после обеда.
Размещенное изображение

А где лазурный берег?
Размещенное изображение

Первая стоянка на Укоке на правом берегу реки Колгуты.
Размещенное изображение

Летающие дети на Укоке.
Размещенное изображение

Укок - это броды, броды и еще раз броды.
Размещенное изображение

Бесплатный аттракцион на берегу озера Гусиное.
Размещенное изображение

Размещенное изображение

Алтайская резина на Алтае подвела и не раз.
Размещенное изображение
В связях, порочащих меня, принимаю самое активное участие. (с)



Ответить в эту тему



  


Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей